Итоги 2011 года.Федеральное космическое агентство |
Новости космонавтики.-2012.-№3.-с.2-7.
Интервью руководителя Роскосмоса В.А.Поповкина главному редактору журнала «Новости космонавтики» И.А.Маринину
– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о самых значимых достижениях и о неудачах российской космонавтики в 2011 г. Какие выводы по неудачам сделаны?
– 2011-й указом Президента РФ был объявлен в России Годом космоса. Он был насыщен событиями, среди которых можно отметить как достижения, так и неудачи. Среди наиболее значимых можно выделить следующие результаты.
Во-первых, вся мировая общественность отметила 50-летний юбилей первого в истории человечества пилотируемого полета в космос, совершенного нашим соотечественником Юрием Алексеевичем Гагариным. Мероприятия по празднованию юбилея проходили не только в России, но и за рубежом.
Во-вторых, в соответствии со Стратегией развития ракетно-космической промышленности (РКП) на период до 2015 года завершился 1-й этап реформирования космической отрасли. Рост объема продукции РКП в 2011 г. по сравнению с показателем 2010 г. составил 12.0%.
В 2011 г. был подготовлен и направлен в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти на согласование проект государственной программы «Космическая деятельность России», включающий Федеральную космическую программу России на 2006–2015 годы (ФКП-2015), федеральные целевые программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» и «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы», а также подпрограмму «Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности».
Продолжались работы по созданию инфраструктуры космодрома Восточный (в частности, выбрано место для размещения старта ракетного комплекса «Союз-2»), развитию инфраструктуры космодрома Плесецк (особенно по созданию стартового комплекса для перспективной РН «Ангара») и поддержанию инфраструктуры космодрома Байконур (прежде всего, для обеспечения пилотируемых полетов и вывода в космос тех КА, запуск которых с территории России невозможен).
В 2011-м, как и во все предыдущие годы, Россия стала лидером по числу стартов ракет-носителей; всего состоялось 35 пусков, из них – 33 успешных, что составило более 40% от всех пусков РН в мире. Российскими средствами выведения, в том числе новыми (РН «Союз-2», РБ «Фрегат-СБ»), был выведен 51 космический аппарат и, к сожалению, три КА – на нерасчетные орбиты.
Кроме того, с участием России в интересах зарубежных стран с космодрома в Куру успешно выведены на орбиту восемь КА, с «Морского старта» на геостационарную орбиту – один КА.
С целью удовлетворения государственных нужд успешно выведены на рабочие орбиты 18 КА социально-экономического и научного назначения, а также навигации. Орбитальная группировка космических аппаратов, используемых по целевому назначению для государственных нужд, достигла 71 КА.
26 февраля 2011 г. состоялся успешный запуск КА «Глонасс-К» с улучшенными точностными и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими решение задач на качественно новом уровне. В настоящее время аппарат проходит летные испытания.
В декабре 2011 г. орбитальная группировка системы ГЛОНАСС была доведена до штатного состава. По целевому назначению используются 24 КА. В результате этого достигнута стопроцентная доступность навигационного поля системы ГЛОНАСС на территории Земли, а точность местоопределения в масштабе реального времени в настоящий момент составляет 5.6 м.
Россия в полном объеме выполнила международные обязательства по транспортно-техническому обеспечению Международной космической станции. В соответствии с программой ее полета состоялось восемь успешных запусков российских транспортных грузовых и пилотируемых кораблей. На российском сегменте МКС выполнена запланированная на 2011 год часть долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов.
С запуском на геостационарную орбиту 20 января 2011 г. КА «Электро-Л1» в дополнение к запущенному 17 сентября 2009 г. на низкую солнечно-синхронную орбиту КА «Метеор-М1» Россия начала формировать орбитальную группировку КА гидрометеорологического назначения.
Важной вехой в развитии фундаментальных космических исследований явился запуск 18 июля 2011 г. уникальной астрофизической орбитальной обсерватории «Спектр-Р».
11 декабря 2011 г. успешно был выведен на заданную орбиту (совместно с израильским КА Amos-5) новый отечественный КА ретрансляции «Луч-5А», предназначенный для обеспечения управления и связи с низкоорбитальными КА, в том числе с МКС, и ретрансляции сигналов в международной спутниковой системе поиска и спасания КОСПАС/ SARSAT.
Наряду с успехами в космической деятельности России в 2011 г. были и неудачи. В связи с выявлением причин нештатного выведения на заданную орбиту КА «Гео-ИК-2» ракетой-носителем «Рокот» в начале февраля 2011 г. были перенесены на более поздние сроки запуски пяти КА системы персональной спутниковой связи «Гонец-М».
Неуспешный пуск 24 августа 2011 г. ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-12М» и связанные с этим сдвиги запусков грузового корабля «Прогресс М-13М» (выведен 30 октября 2011 г.) и пилотируемого корабля «Союз ТМА-22» (старт 14 ноября 2011 г.) вызвали задержку выполнения международных обязательств по доставке грузов для американского сегмента МКС и внеплановой смене трех членов экипажа станции.
Отечественную космонавтику постигла неудача в связи с неоднократно переносившимся и состоявшимся 9 ноября 2011 г. запуском КА «Фобос-Грунт», в результате которого аппарат не смог стартовать с околоземной орбиты к спутнику Марса. Неприятным результатом также стала утрата нового КА «Экспресс-АМ4» (выведен на нерасчетную орбиту) и КА военного назначения «Меридиан» (аварийный запуск), которые предназначались для обеспечения космической связи.
Не удалось в 2011 г. утвердить в Правительстве РФ и ряд необходимых документов программного характера: новую федеральную целевую программу в интересах поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС, новые редакции федеральных целевых программ в интересах развития российских космодромов и развития оборонно-промышленного комплекса, а также измененную действующую ФКП-2015.
Из произошедших неудач сделаны соответствующие выводы. Принято решение о развертывании представительств Роскосмоса в организациях и на предприятиях РКП. Определена номенклатура изделий РКП, подлежащих в 2012 г. контролю качества со стороны представительств Роскосмоса. Усилено внимание на проведение работ в строгом соответствии с утвержденным в прошлом году новым Положением РК-11.
– Как выполняется Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы (глобально)? Что реализовано, что отложено? В чем заключаются трудности?
– Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2011 г. №235 в ФКП-2015 внесены изменения, которые – за счет дополнительных ассигнований из федерального бюджета в 2010–2015 гг. в объеме 72.3 млрд руб – позволили: - обеспечить реализацию новых задач, поставленных руководством страны перед отечественной космической отраслью с целью расширения сферы космической деятельности, повышения ее амбициозности и обеспечения независимого выхода России в космическое пространство со своей территории; - уточнить технические решения по отдельным космическим системам и комплексам, в том числе по составу их орбитальных группировок, связанные с осуществлением перехода от запусков одиночных КА к формированию постоянно действующих полномасштабных систем подвижной связи «Гонец-М» в составе 24 КА, системы ретрансляции «Луч-М» в составе трех КА, метеорологического обеспечения («Метеор-М» в составе трех КА, «Электро-Л» в составе двух КА) и др.; - учесть и снизить влияние негативных факторов, обуславливающих увеличение затрат на создание ракетно-космической техники (РКТ); - обеспечить перевод производства отдельных комплектующих изделий РКТ, ранее выпускавшихся в странах СНГ и закупаемых за границей, на отечественные предприятия РКП; - разработать материалы эскизных проектов на оборудование инфраструктуры космодрома Восточный и начать цикл работ по созданию объектов первой очереди (во исполнение указа Президента России о создании космодрома Восточный); - обеспечить непрерывный цикл работ по модернизации инфраструктуры космодрома Байконур, созданию перспективной пилотируемой транспортной системы, космического комплекса исследования Луны, проведению астрофизических наблюдений на базе орбитальной обсерватории КА «Спектр-Р» и реализации проектов в части фундаментальных космических исследований и технологий, развитию средств выведения, повышению надежности РКТ и др.; - обеспечить в полном объеме выполнение международных обязательств по транспортно-техническому обеспечению МКС, наращивание конфигурации российского сегмента, что позволило увеличить экипаж станции до шести человек, в том числе трех российских космонавтов, а также обеспечить выполнение уточненной долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов на российском сегменте МКС; - уточнить по годам программу запусков КА с учетом выполненных работ и перехода от стратегии развития орбитальных группировок, основанной на их наращивании за счет создания принципиально новых космических аппаратов «Экспресс-АМ4R», «Луч-5В», «Арктика-М», «Ломоносов», к стратегии наращивания орбитальных группировок – как с использованием новых, так и за счет отработанных и серийно изготавливаемых космических аппаратов серии «Экспресс-АМ», «Электро-Л», «Метеор-М» и «Ресурс-П»; - уточнить значения ряда целевых индикаторов (показателей) программы, причем по программе в целом их значения остались практически неизменными.
Ряд намечавшихся запусков был отложен. На 2012 год перешел запуск КА «Канопус-В» №1 в связи с необходимостью доработки целевой аппаратуры отечественного производства и математического обеспечения системы ориентации производства британской компании SSTL, а также запуск КА «Ресурс-П» №1 в связи с задержкой поставки оптико-электронной съемочной системы «Геотон-Л1» (решение Совета главных конструкторов от 6 сентября 2011 г.).
На неопределенный срок отложены запланированные на 2011 год запуски пяти КА «Гонец-М» в связи с неготовностью РН «Рокот» после неудачного запуска 1 февраля 2011 г. КА «Гео-ИК-2».
Основные трудности реализации ФКП-2015 как прогрессивной программы с инновационными проектами в ее составе состоят в следующем. Существующие на настоящий момент возможности РКП, обусловленные моральным и физическим старением производственно-технологической базы, потерей в 1990-х годах высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли, не обеспечивают в полном объеме реализацию целей и решение задач программы.
На практике это проявляется: в задержках по изготовлению бортовых специальных комплексов КА с мировым уровнем качества и, как следствие, в переносах запусков космических аппаратов (доля КА с характеристиками мирового уровня в составе российской орбитальной группировки составляет 86%); в вынужденной аренде услуг и закупках космических средств и комплектующих иностранного производства (порой не лучшего качества) для отечественной РКТ; в аварийных пусках средств выведения и запусках КА; в увеличении сроков и затрат на создание РКТ; в неполном удовлетворении потребностей социально-экономической сферы в космических услугах.
– Каким было финансирование космических программ в 2011 г.?
– Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Роскосмос в 2011 г. профинансирован в объеме 94310.84 млн. руб. Из них в основном шло финансирование и софинансирование федеральных целевых программ общим объемом 87536.23 млн. руб.
Как и в прошлые годы, основной объем бюджетного финансирования был выделен на ФКП-2015 (75813.4 млн. руб.), ФЦП «Глобальная навигационная система» (7685.9 млн.) и ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» (3460.0 млн.). Остальные финансовые средства пошли на реализацию мероприятий Роскосмоса в рамках других федеральных целевых программ.
Созданы предпосылки для дальнейшего движения вперед – уже на новой базе и в новом качестве. Вместе с тем необходимо повышать уровень эффективности бюджетных расходов.
Правительство Российской Федерации уделяет достаточное внимание космической деятельности. Возросший за последние годы объем финансирования позволяет начать модернизацию предприятий ракетно-космической промышленности в целях воплощения амбициозных проектов. Если эта тенденция в финансировании сохранится, то достойное развитие отечественной космонавтики будет обеспечено.
В целом отрасль стабильно развивается. Это позволяет России на равных с ведущими странами мира быть участником международной космической кооперации. В рамках международной кооперации мы готовы участвовать в новых интересных проектах и в создании новых космических технологий. Крупные проекты, особенно пилотируемые полеты за пределы околоземной орбиты, обязательно должны быть международными – тогда быстрее достигаются цели и уменьшаются общие затраты. Одним словом, лучше, когда используется принцип разделения труда, прилагаются скоординированные усилия, а результатом пользуются все участники.
– Каковы результаты ФЦП ГЛОНАСС? В чем ее основные проблемы?
– В ходе реализации действующей федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» обеспечено доведение орбитальной группировки навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС до штатного состава (с шести в 2002 г. до 24 КА), ее поддержание за счет запуска модернизированных космических аппаратов «Глонасс-М» и создание орбитального резерва в необходимом объеме.
На сегодняшний день система ГЛОНАСС обеспечивает глобальную непрерывную навигацию на поверхности Земли и на высотах до 2000 км и сопоставима по основным характеристикам (точность, доступность, оперативность) с американской системой GPS. Таким образом, созданы основы для широкомасштабного использования системы ГЛОНАСС в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также применения ее в различных отраслях экономики и программах международного сотрудничества.
По состоянию на февраль 2012 г., в орбитальной группировке ГЛОНАСС находится 31 КА, в том числе по целевому назначению используются 24 КА («Глонасс-М») и один КА «Глонасс-К» – на этапе летных испытаний.
Показатели эффективности выполнения программы по доступности и развертыванию орбитальной группировки выполнены. Обеспечена точность системы ГЛОНАСС на конкурентоспособном уровне – 5.6 м. Для сравнения: в 2006 г. эта величина составляла 35– 50 м, а точность GPS – 1.8 м.
Вместе с тем запланированное программой значение погрешности решения навигационной задачи с использованием гражданских сигналов не достигнуто, плановое значение составляет 2.8 м. Причиной являются незавершенность работ по модернизации наземного комплекса управления НКУ (он развернут не в полном составе) и нестабильная работа средств НКУ. После завершения предусмотренных программой работ по модернизации НКУ в 2012 г. запланированное значение показателя точности будет достигнуто.
В результате выполнения федеральной целевой программы развернуты средства функционального дополнения глобальной навигационной системы ГЛОНАСС – системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ), которая посредством средств доставки корректирующей информации и данных о целостности по наземным (на основе подвижных и стационарных средств доступа в сеть Интернет) и космическим (через КА «Луч-5А») каналам обеспечивает 100-процентное покрытие территории РФ и доставку информации потребителю с предельной задержкой 10 сек.
В рамках создания фундаментального сегмента системы ГЛОНАСС на средствах радиоинтерферометрического комплекса «Квазар-КВО» разработана и реализована передовая технология проведения радиоинтерферометрических наблюдений в режиме реального времени (технология «е-РСДБ»), обеспечивающая высокоточное определение Всемирного времени и параметров вращения Земли в интересах космической навигационной системы ГЛОНАСС.
К настоящему моменту разработаны базовые приемо-вычислительные модули, на их основе – образцы навигационной аппаратуры потребителей (НАП), в том числе гражданского и военного назначения.
В рамках международного сотрудничества в период с 2002 по 2011 год проводились работы по расширению модели интеграции с зарубежными системами в области спутниковой навигации. Были разработаны материалы по обеспечению участия российских специалистов в европейских форумах по спутниковой навигации, совещаниях Международного комитета по Глобальной навигационной спутниковой системе (ГНСС), переговорах между Россией и Европейским Союзом по согласованию проекта межправительственного соглашения о сотрудничестве в области спутниковой навигации и других международных мероприятиях. Обеспечено участие российских специалистов в заседаниях группы по ГНСС Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Разработаны проекты сотрудничества с международными структурами (организациями) в части реализации пилотных проектов в области спутниковой навигации. Все это позволило обеспечить лидирующие позиции России на международном уровне в области спутниковой навигации.
Система ГЛОНАСС получила мировое признание. Россия (наряду с США) обладает реальным стратегическим глобальным средством.
– Как выполняется решение о создании космодрома Восточный? На какой стадии сейчас работы? Определились ли с типами РН и количеством стартов?
– Создание космодрома осуществляется в соответствии с указом Президента РФ от 6 ноября 2007 г. в рамках ФКП-2015 и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный», выполняемой в рамках Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы».
В целях обеспечения плановой этапности создания космодрома, уточненной по итогам оперативного совещания Совета Безопасности РФ, состоявшегося 23 сентября 2011 г., принято решение прекратить разработку нового космического ракетного комплекса (КРК) «Русь-М», а строительство Восточного осуществлять путем развертывания на нем КРК «Союз-2» на базе РН «Союз-2» этапов 1а, 16, 1в.
В 2011 г. в рамках ФКП-2015 выполнены работы: -определены основные технологические и архитектурные решения по формированию облика космодрома и привязке его основных объектов на месте дислокации; -проведено резервирование земель в Амурской области под космодром Восточный (зарезервировано 1100 км2); -разработана проектная документация на промышленную строительно-эксплуатационную базу космодрома и линейные объекты (железная дорога, автодорога, линии электропередачи); -обеспечено проведение государственной экологической экспертизы и утверждены ее результаты; -на территории космодрома выбрано место для размещения стартового комплекса КРК «Союз-2» и определен состав первой очереди строительства объектов космодрома в обеспечение готовности к запускам в 2015 г.; -развернуто эскизное проектирование наземных технологических объектов – стартовых и технических комплексов, заправочного оборудования, кислородно-азотного завода, измерительного пункта и комплекса средств измерений, баз обслуживания районов падения, наземной космической инфраструктуры.
В период 2012–2013 гг. предусматривается обеспечить готовность к строительству объектов наземной космической инфраструктуры путем создания объектов промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, автомобильных и железных дорог в необходимом объеме, обеспечивается водоснабжение и подвод электроэнергии.
В 2014–2015 гг. планируется создание основных объектов промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома, создание объектов первой очереди системы внешнего электроснабжения космодрома, завершение строительства первой очереди жилищного комплекса космодрома.
– Что происходит на Байконуре (модернизация стартового и технического комплексов, других объектов, строительство «Байтерека»)?
– В рамках ФКП-2015 на стартовых и технических комплексах ракет-носителей, разгонных блоков, космических головных частей и космических аппаратов проведены плановые работы с целью модернизации их элементов и продления ресурсов в обеспечение запусков космических аппаратов различного назначения.
Проект создания КРК «Байтерек» на космодроме Байконур существует довольно давно. Основным проблемным вопросом остается порядок его финансирования. Строительство стартового комплекса для РН семейства «Ангара» предусмотрено за счет Республики Казахстан.
На встрече с премьер-министром Казахстана предложено строить «Байтерек» из денег, которые Россия платит за аренду Байконура (115 млн. долларов в год). Казахстанская сторона взяла эти предложения на проработку.
Следует отметить, что России создание КРК «Байтерек» выгодно, поскольку чем больше запусков будет осуществлять Казахстан, тем больше ракет-носителей можно будет продать. Кроме того, КРК «Байтерек» потенциально может рассматриваться как еще один вариант для осуществления Россией пилотируемых программ.
– Как продвинулось за год создание РН «Ангара»?
– Работы ведутся в соответствии с генеральным план-графиком создания КРК «Ангара». Практически закончена наземная экспериментальная отработка узлов и агрегатов РН, подходят к завершению испытания полноразмерных конструкторских макетов и сборок.
Основной объем работ в 2011 г. пришелся на наземный комплекс космодрома Плесецк, готовность которого к пуску РН легкого класса «Ангара 1.2ПП» (первого пуска), а затем и РН тяжелого класса РН «Ангара-А5» должна быть обеспечена в 2013 г.
Строительные работы ведутся полным ходом; в 2011 г. освоено 1.5 млрд. руб. капитальных вложений. 80% помещений передано под монтаж технологического оборудования, ведется его изготовление, поставка и монтаж. По универсальному наземному техническому комплексу строительно-монтажные работы закончены. Завершается монтаж кабель-заправочной мачты на стартовом комплексе.
– В каком состоянии на конец 2011 г. находится разработка перспективной транспортной системы (РН и корабль)? Ее осуществляет РКК «Энергия» или есть варианты?
– Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) – это совокупность пилотируемых космических комплексов различного назначения, позволяющая в различном сочетании решать задачи транспортно-технического обеспечения элементов околоземной космической инфраструктуры (орбитальных станций, автономных лабораторий, автоматических космических аппаратов), выполнения широкого спектра научно-прикладных исследований и экспериментов, реализации пилотируемых полетов на Луну, транспортировки грузов на трассах Земля– Луна и обратно.
Определен состав ППТС 1-го этапа, который предусматривает создание пилотируемых космических комплексов, включающих космические корабли: пилотируемый транспортный корабль для автономных полетов в околоземном пространстве (ПТК-З), пилотируемый транспортный корабль для полетов к околоземной станции (ПТК-С).
Предполагается, что элементы ППТС должны доставляться на низкую околоземную орбиту носителями грузоподъемностью 20–22 тонн и для решения задач освоения объектов дальнего космоса, включая Луну, ракетами тяжелого класса грузоподъемностью 50–70 тонн.
К настоящему времени ОАО «РКК “Энергия”» проведены работы по эскизному проектированию, выполняется техническое проектирование.
– Как Вы оцениваете результаты реорганизации Центра подготовки космонавтов и единого отряда космонавтов Роскосмоса?
– Основные результаты реорганизации НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина и единого отряда космонавтов Роскосмоса в настоящее время заключаются в том, что созданы предпосылки для обеспечения централизованного руководства деятельностью Центра подготовки, организационными работами по формированию и развитию отряда космонавтов, непосредственным обеспечением процессов подготовки космонавтов и послеполетной реабилитации.
Руководство, осуществляемое Роскосмосом в части разработки и реализации программ пилотируемой космонавтики, – с учетом требований заинтересованных организаций в области науки и социальной сферы – должно распространяться и на вопросы подготовки, которые решает ЦПК. Поэтому перевод его под непосредственное руководство Роскосмоса должен, несомненно, сыграть положительную роль. Следует, однако, отметить, что становление новых организационных принципов, как всегда, связано с определенными проблемами. Так, необходим ряд новых основополагающих нормативных актов, положений. Их проекты, разработанные еще до реорганизации, требуют ряда доработок и уточнений в связи с новыми организационными решениями в области подготовки и новейшими тенденциями развития пилотируемой космонавтики. Этим вопросом Роскосмос сейчас активно занимается.
Аналогичным образом обстоит дело и с организационными вопросами единого отряда космонавтов. В течение многих лет существования ЦПК увеличивалось число набранных им космонавтов, но одновременно росла потребность в специалистах различного профиля. С одной стороны, процесс был, безусловно, позитивный, но это привело к тому, что ряд организаций промышленности и научно-исследовательских институтов стали создавать свои отряды космонавтов (отряды ЦПК имени Ю.А.Гагарина, РКК «Энергия», ИМБП, РАН, ЛИИ имени М.М.Громова, другие отряды и группы). Это постепенно затрудняло координацию совместной работы, так как окончательное решение по всем отбираемым кандидатам должен осуществлять ЦПК.
Решение перспективных задач освоения космического пространства связано с дальнейшим развитием специализации подготовки. Поэтому создание единого отряда космонавтов под руководством Роскосмоса и непосредственным контролем ЦПК стало настоятельно необходимым. Следует обеспечить четкое сочетание решения вопросов централизации руководства отрядом с учетом растущих потребностей в повышении квалификации космонавтов, многопрофильности их подготовки и связанного с этим участия заинтересованных специализированных организаций. Все это также будет отражено в соответствующих нормативных правовых документах и инструкциях.
– Какие структурные изменения произошли с предприятиями Роскосмоса в 2011 г.? Почему приторможено объединение в консорциумы? В чем отличие горизонтальной структуры от принятой ранее вертикальной?
– Ранее в Роскосмосе планировалось объединение предприятий ракетно-космической промышленности в три-четыре вертикально интегрированные структуры. В прошлом году в результате завершения очередного этапа этих объединительных процессов мы получили 12 функционирующих больших предприятий с преимущественно вертикальной интеграцией, в которых занято более 70% персонала отрасли. Происходили и дальнейшие процессы объединения: например, интеграция РКК «Энергия» с НПО «Энергомаш» (РКК была назначена управляющей компанией). И на этом примере видно, что такой путь принес определенные плоды: финансовая и производственная ситуация с НПО во многом улучшилась.
Однако сейчас мы понимаем, что нельзя ни в коей мере переоценивать вертикальную интеграцию: при всей своей пользе она имеет ряд стратегических недостатков, основной из которых – невозможность соответствовать исторически сложившимся кооперациям. Тот или иной производитель комплектующих может поставлять их для совершенно разных изделий, и затягивание его в состав одной из вертикально интегрированных структур может порвать налаженные производственные связи с предприятиями, оказавшимися в составе другой. К тому же, как показывает мировой опыт, вертикально интегрированные холдинги медленнее адаптируются к новым технологиям. Зачастую они ориентируются исключительно на свои возможности, выбирая для своего изделия не лучшее по цене и качеству, а то, что, как говорится, «ближе к телу».
Горизонтально интегрированная структура предполагает объединение предприятий по профилю выпускаемой продукции, например по двигателям, что, очевидно, не сломает связи. С другой стороны, здесь чрезвычайно важно не допустить монополизма, поэтому ни в коем случае нельзя оставлять такую структуру в одиночестве на рынке данной продукции.
Наиболее перспективным сейчас представляется смешанный вариант объединения, в рамках которого будет создано несколько холдингов с преимущественно вертикальной интеграцией, но все-таки не включающих в себя полный производственный цикл, и несколько горизонтально интегрированных структур, производящих те системы и агрегаты, которые нецелесообразно включать в вертикальную интеграцию.
– На каких предприятиях и каким образом наиболее успешно решается проблема привлечения молодых и удержания опытных кадров? Какова средняя зарплата на московских и периферийных предприятиях?
– Средний возраст работников в РКП составляет 43.9 года. Наибольший дефицит представляют высококвалифицированные работники в возрасте 35–50 лет, это связано с большой текучестью молодых специалистов (в возрасте 20–30 лет) в период 1990-х и 2000-х годов.
В результате принятых мер в РКП ежегодно увеличивается доля молодежи в возрасте до 30 лет, которая в 2011 г. составила 22.2% от общей численности работающих в отрасли. Сохранилась положительная тенденция по привлечению и закреплению студентов старших курсов и выпускников образовательных учреждений, проходивших производственное обучение и практику в организациях отрасли.
Есть предприятия, где уже сегодня уровень занятости молодежи относительно высокий. Так, в КБ «Арсенал» имени М.В.Фрунзе доля молодых работников в 2011 г. составила 36.6%, в ООО ИСС имени М.Ф.Решетнёва – 29.4%, в ГНПРКЦ «ЦСКБ–Прогресс» – 29.0%.
Сохраняется положительная динамика снижения текучести кадров, что свидетельствует об эффективности мер проводимой кадровой политики в отрасли. В 2011 г. текучесть кадров в РКП значительно снизилась и составила в целом 5.0%, в том числе молодежи – 8.1%. Для сравнения: в 2010 г. текучесть молодых кадров составляла 8.3%.
Обеспечен устойчивый рост размера среднемесячной заработной платы работников предприятий отрасли, который в 2011 г. составил более 30000 руб., в том числе у молодых работников в возрасте до 30 лет – более 22000 руб. В 2011 г. на московских предприятиях РКП средняя зарплата составляла 37400 руб., а на предприятиях отрасли в регионах – 27400 руб.
Средняя заработная плата в РКП конкурентоспособна относительно других оборонных отраслей, а также в обрабатывающей промышленности, но существенно ниже по сравнению с заработками в добывающих отраслях, а также в финансовых учреждениях и коммерческих структурах, куда зачастую уходят высококвалифицированные специалисты. Помимо обеспечения стабильного роста заработной платы, в отрасли реализуются различные меры социальной поддержки работников – в виде дотаций на приобретение жилья для молодых семей, лечение, летний отдых детей работников, проезд на пригородном общественном транспорте и др.
– Какова тенденция производительности труда на предприятиях отрасли?
– Производительность труда на предприятиях РКП в течение последних лет стабильно увеличивалась. Не стал исключением и 2011 год. Данный показатель, по предварительным данным, составил 1439.5 тыс. руб./чел.
– Что нового произошло за год в сотрудничестве Роскосмоса с другими странами или агентствами?
– Начнем с запусков зарубежных КА. В течение прошлого года на орбиты выведены 12 КА системы Globalstar, казахстанский КА «КазСат-2», украинский «Сiч-2», израильский КА Amos-5, созданный в России, и др.
Были совершены два пуска – РН «Союз-SТ-Б» и «Союз-SТ-А» – из Гвианского космического центра. В первом запуске на орбиту вышли два опытных КА европейской навигационной системы Galileo, во втором – французские КА Pleiades и четыре КА Elisa, а также чилийский КА SSOT.
15 марта 2011 г. было заключено российско-белорусское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. А 27 марта подписано соглашение с Израилем о взаимодействии в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
В рамках сотрудничества с Европой по 7-й Рамочной программе Европейского Союза по исследованиям и разработкам, на базе ФГУП ЦНИИмаш сформирована российская национальная контактная точка «Космос».
В соответствии с решением Управляющего совета Трехстороннего диалога по космосу от 30 июня 2011 г., принятым в г.Ноордвейк (Нидерланды), создана рабочая группа по фундаментальным и прикладным космическим исследованиям, объединяющая тематику ранее действовавших групп по прикладным космическим наукам и технологиям и фундаментальным космическим исследованиям.
По Международной космической станции. В 2011 г. Россия осуществила четыре запуска российских пилотируемых кораблей серии «Союз-ТМА» и пять – транспортных космических кораблей серии «Прогресс-М» (один пуск аварийный).
В 2011 г. Роскосмос оказывал операционную поддержку Европейскому космическому агентству по запуску корабля ATV-2.
– Каковы основные приоритеты гражданской космонавтики в 2012 г.?
– Основные усилия направлены, прежде всего, на безусловное выполнение утвержденного плана запусков космических аппаратов на 2012 год. Это позволит увеличить орбитальную группировку КА дистанционного зондирования Земли (запуски КА «Канопус-В», «Ресурс-П», «Метеор-М»), орбитальную группировку аппаратов связи и ретрансляции (КА «Экспресс-АМ5», «Луч-5Б»), значительно дооснастить орбитальную группировку КА персональной спутниковой связи (пять КА «Гонец-М»), осуществить четыре запуска КА в рамках фундаментальных космических исследований (КА «Ломоносов», МКА-ФКИ №1 и 2, «Бион-М»).
Будут продолжены работы по международным соглашениям в рамках транспортно-технического обеспечения МКС (запланированы семь пусков РН «Союз-У» с КА «Союз ТМА» и «Прогресс М» для доставки на борт станции экипажей космонавтов и необходимых грузов).
В интересах поддержания системы ГЛОНАСС в заданной комплектации на текущий год предусмотрен запуск трех КА «Глонасс-М» и запуск второго аппарата новой серии «Глонасс-К». Будут продолжены работы по оснащению наземной инфраструктуры, позволяющей более эффективно использовать возможности навигационной системы.
В наступившем году должна завершиться программа летных испытаний РН «Союз-2» (этапы модернизации 1а и 1б), быть выполнены работы завершающего цикла по созданию РН «Ангара», чтобы в следующем, 2013-м, приступить к летным испытаниям.
Кроме того, будут развернуты в требуемом для выполнения заданий Правительства РФ масштабе работы по созданию космодрома Восточный. |