Еще раз о страховании космических рисков |
Новости космонавтики.-№3.-2010.-с.50-51.
В НК №4-6 и 12, 2008 и №06, 2009, мы начали обсуждать различные аспекты страхования космических рисков. Напомним, что страхование космических рисков представляет собой относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичным и высокорисковым характером космической отрасли.
Поэтому страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства. Роль страхования в обеспечении страховой защиты космической деятельности проявляется, во-первых, в полноте и своевременности возмещения ущерба, возникающего в ходе реализации космического проекта, которые способствуют значительному улучшению финансирования воспроизводственных процессов в отрасли. Во-вторых, в достигаемом за счет этого значительном сокращении объема государственных расходов на осуществление космической деятельности при обеспечении соответствующего уровня комплексной страховой защиты. В-третьих, в определенном макроэкономическом эффекте стабильности, обусловленном инвестированием страховыми компаниями средств их резервов. Как и в других областях страховой деятельности, в этой сфере существует много возможностей обеспечить страховую защиту участников рынка космических услуг, включая как традиционное страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности, транспортировкой изделий ракетно-космической техники, компенсациями избытков разнообразного характера и др., так и специфические страховые услуги (страхование процессов выведения космических аппаратов на рабочую орбиту и их эксплуатации). Достаточно интенсивное развитие страхования космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией. В отношении страхования космическая отрасль может быть сравнена (и часто сравнивается в специальной литературе) с авиационной, поскольку в обоих случаях речь идет о сложной с технической точки зрения технике, о возможности катастрофических с точки зрения возможных убытков последствий и высокой степени риска; с другой стороны - о высоких возможностях получения значительной прибыли; наконец, об ограниченном числе участников рынка (как страхователей, так и страховщиков, выступающих его постоянными субъектами на регулярной основе). В связи с этим космические риски первоначально размещались на рынке авиационного страхования, однако их специфика способствовала выделению в отдельный вид. Специфика космической отрасли и особенности ее страхования
Интенсивное развитие страхования космических рисков в нашей стране обусловлено как международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав, так и большими объемами страховых сумм и страховых премий. Космический проект по своей природе является венчурным и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска. Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес-планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты. Потенциальными страхователями в зависимости от этапа реализации космического проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космической техники, а также организация, осуществляющая запуск ракет космического назначения. Важно отметить, что, несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов. Страхование космической деятельности, в свою очередь, следует рассматривать как один из существенных факторов, поддерживающих развитие, поскольку страхование обеспечивает финансовые гарантии возмещения случайного ущерба и способствует непрерывности производственного цикла. По разным оценкам, расходы на страхование могут доходить до 20-30% всего бюджета проекта. Вместе с тем космические риски относятся к особой группе рисков в силу своей относительной сложности с точки зрения андеррайтинга, технической комплексности и высокой страховой стоимости объектов страхования, необходимости построения перестраховочной защиты с использованием устойчивых в финансовом отношении компаний. В настоящее время, как показывают статистические данные, наблюдается интенсивный количественный и качественный рост совокупных экономических показателей, характеризующих систему космического страхования за рубежом и в России. Суммарная емкость рынка составляет на сегодняшний день уже порядка $1 млрд. при постоянном увеличении уровня охвата страхового поля и заметном расширении ассортимента и качества страховых продуктов. Непрекращающееся вовлечение в страховой процесс новых страхователей, обусловленное ростом инвестиций в космическую отрасль, дает основание прогнозировать динамичное развитие рынка космического страхования в будущем. Таким образом, на сегодняшний день рынок страхования космических рисков является одним из наиболее технически сложных рынков с точки зрения оценки рисков и организации страховой защиты, но вместе с тем – и одним из важнейших сегментов современной экономики. Рассмотрим более подробно варианты страхования, предлагаемые в настоящее время страховщиками космических рисков. Страхование изделий ракетно-космической техники (РКТ) на этапах производства и наземной экспериментальной отработки не отличается от механизма страхования любой другой техники. Условия страхования таких рисков рассмотрены в соответствующей литературе. На этапах производства и наземной экспериментальной отработки могут быть застрахованы ущербы, связанные с гибелью и/или повреждением изделий РКТ, их комплектующих в процессе изготовления, сборки, испытаний, а также ущербы, которые страхователь может понести из-за несоблюдения сроков изготовления, вызванных остановками или перерывами в производстве. На этапах транспортирования изделий РКТ на космодром, временного хранения (включая ответственное хранение на заводах-изготовителях) обеспечивается страховая защита от физической гибели и/или повреждений изделий РКТ и связанного с пуском оборудования. Кроме того, возможно страхование дополнительных расходов, возникающих при гибели и/или повреждении изделий РКТ. На данных этапах целесообразно применение следующих видов страхования: изделий РКТ и их составных частей в период транспортировки и хранения; грузов; страхование перевозочных средств (морских и воздушных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта); страхование ответственности перед третьими лицами; других. Страхованием на этапе предстартовой подготовки покрываются риски полной гибели (утраты) и/или повреждения составных элементов ракет космического назначения (РКН), их основных систем, вспомогательного оборудования, а также объектов наземной космической инфраструктуры. Период страхования может охватывать: временное хранение; транспортирование в пределах технического (ТК) и стартового комплексов (СК); испытания, сборку составных элементов РКН и РКН на ТК; заправку КА и разгонных блоков (РБ) на ТК; подготовку, испытания и заправку РКН на СК. Страхование пусков РКН является наиболее востребованным видом страхования космических рисков. Именно при пуске РКН подвергается наибольшей опасности - риску полной гибели. Застрахованными могут быть как РКН, представляющая собой в общем случае совокупность РН, РБ, КА, головного обтекателя (ГО) или любой другой полезной нагрузки (транспортного или грузового космического корабля, модуля пилотируемой орбитальной станции и др.), так и каждая из составных частей РКН, объекты (средства) наземной космической инфраструктуры; жизнь и здоровье космонавтов и персонала предприятий промышленности, космодромов; ответственность за причинение вреда третьим лицам, природной среде и за качество работ, выполняемых специалистами промышленности, космодромов при подготовке и пуске РКН. Страхование пуска обеспечивает компенсацию ущербов, возникающих в результате пуска РКН (с момента подачи санкционированного сигнала на пуск РКН или включения двигательной установки (ДУ) первой ступени и до выведения КА в «точку стояния»). Могут быть застрахованы: гибель и/или повреждение РКН, КА, РБ, их составных элементов и систем; гибель и/или повреждение транспондеров КА связи. При реализации масштабной космической программы может применяться схема страхования серии пусков в течение нескольких лет. В качестве страхового случая может рассматриваться 1 или 2 аварии в серии. Страхование на случай гибели, повреждения или отказа КА включает страхование от повреждения и полной гибели КА в процессе пуска, орбитальных маневров и приемо-сдаточных испытаний КА при вводе его в эксплуатацию. Период страхования включает следующие этапы выведения КА на орбиту: отделение от РН; выведение КА на переходную орбиту; отделение КА от РБ; переход КА в «точку стояния» на рабочей орбите; орбитальные маневры; раскрытие солнечных батарей и антенн; орбитальные проверки бортовой аппаратуры; введение КА в эксплуатацию. Страхование КА на этапе летных испытаний (ввода в эксплуатацию) компенсирует собственнику КА возможные ущербы от гибели и/или повреждения КА и его целевой аппаратуры с момента отделения КА от РН или РБ до начала эксплуатации КА. Страхование данного вида защищает от отказов бортовой аппаратуры, приводящих к ухудшению технических характеристик или к уменьшению сроков активного существования. Этап ввода КА в летную эксплуатацию может покрываться договором страхования пуска или самостоятельным договором. Страхованием эксплуатации КА на орбите покрываются ущербы, происходящие во время эксплуатации КА на орбите в результате физической гибели, повреждения, выхода из строя КА, частичных или полных отказов его бортовой аппаратуры, отдельных систем, потери связи с наземными станциями, гибели и/или повреждения транспондеров. Действие страхового покрытия начинается после ввода КА в летную эксплуатацию (окончания действия договора страхования пуска) и может распространяться на этап эксплуатации длительностью до 15 лет. Для КА с расчетным сроком эксплуатации 10-15 лет страхованием, как правило, охватываются первые 1-5 лет. При этом проводится ежегодная оценка технического состояния КА, так как может произойти ухудшение характеристик КА, приводящее либо к ограничению его работоспособности, либо к полному отказу. Возможны следующие варианты страхования при эксплуатации КА: «пуск + 90 суток эксплуатации на орбите» (страхование повреждения и полной гибели или только полной гибели); «пуск + 180 суток эксплуатации на орбите»; «пуск + 12 месяцев эксплуатации»; «пуск + 24 месяца эксплуатации»; «пуск + 36 месяцев эксплуатации»; «пуск + 60 месяцев эксплуатации. С увеличением возраста КА страховая сумма уменьшается во избежание превышения страховой стоимости объекта страхования над действительной стоимостью. Полностью страховая сумма выплачивается в том случае, если признана полная гибель КА или потеря 75% его эксплуатационных возможностей и/или номинальной продолжительности эксплуатации. Страхование КА на орбите также обеспечивает страховую защиту при частичных и/или полных отказах аппаратуры КА. На практике вариант полного отказа КА на орбите имеет достаточно низкую вероятность, но частичные отказы являются обычным явлением, несмотря на конструктивную избыточность. С учетом этого, для заказчика (спутникового оператора) существует альтернатива использовать самострахование эксплуатации КА на орбите для уменьшения размера страховой премии или заключать договор страхования по максимальным тарифам. К недостаткам этого страхования относится возможность непродления договоров по истечении срока их действия (как правило, от 1 года до 3 лет с последующим пересмотром условий) при ухудшении характеристик КА (КА-аналога) и рост страховых тарифов. Востребованным видом страхования на этапах предстартовой подготовки, пуска и эксплуатации на орбите является страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при предстартовой подготовке, пуске РКН, эксплуатации КА (группировок КА) на орбите, а также утилизации КА (управляемом или неуправляемом сведении КА с орбиты.
М.Ченцова, И.Коблов Авторы благодарят доктора экономических наук, профессора МАИ Д.А.Медведчикова за помощь в подготовке материала |