Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Страховые премии при организации космического страхования

Страховое дело.- №8.- 1998.- с.29-38

По мнению специалистов, основной проблемой космического страхования является проблема определения процента страхового взноса и денежная сумма претензий. При страховании космической деятельности величины взносов и претензий могут достигать значительных сумм и сравнительно мало изменяются с течением времени. Тем  не менее, рынок страхования успешно решает проблему определения суммы страховых взносов и оценки потерь.


Страховой премией (взносом, платежом) называют денежную сумму, которую страхователь согласно условиям договора (однократно или многократно в течение договорного срока) уплачивает страховщику. Страховая премия (взнос) представляет собой произведение страхового тарифа, выраженного в денежной сумме, на число сотен страховой суммы либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму, деленное на сто.  Ее размер определяется размером страховой суммы, сроком страхования, действующими тарифными ставками. Он может устанавливаться и в фиксированной величине. При досрочном расторжении договора часть страхового платежа может быть возвращена страхователю при условии, что последний не получал страхового возмещения по данному договору.


Страховым тарифом или тарифной ставкой называется ставка платежей (взносов, премий) за страхование имущества или жизни, исчисляемая с единицы страховой суммы. Она может  выражаться в виде процентной ставки от совокупной страховой суммы на определенную дату.


Тарифная ставка, лежащая в основе страховой премии, называется брутто-ставкой. Она включает в себя нетто-ставку (предназначена для формирования части страхового фонда, используемой для выплат страховых возмещений и выражает собой вероятность нанесения страхователям определенного ущерба) и нагрузку (предназначена для покрытия затрат на осуществление страхования, т.е.  для накладных расходов страховщика: оплату труда работников страховой компании, административно-хозяйственные расходы, отчисления в различные фонды).


При построении нетто-ставки исходят из равенства:  П=В, где

П-страховые платежи, соответсвующие нетто-ставкам,

В-страховое возмещение.


Вероятность ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, зависит прежде всего от вероятности наступления страховых случаев. Из вероятного числа страховых случаев за тарифный период определяется степень вероятности наступления этих случаев, которая представляет собой отношение количества страховых случаев к числу застрахованных объектов.


Страховой взнос должен в явном виде отражать вероятность выплаты страховой суммы и включать в себя отчисления на расходы страховых компаний. При проведение расчетов, таким образом, исходят из вероятности отказа или появления неисправностей изделий ракетно-космической техники, а также дополнительной вероятности нормального функционирования космического аппарата на орбите, то есть показателя надежности.


Характер этих расчетов меняется в зависимости от того, страхуется пилотируемый полет или автоматический космический аппарат. В первом случае авария представляет угрозу экипажу и требования безопасности являются категорическими требованиями. Во втором случае авария приводит только к материальному ущербу и надежность рассматривается как экономический фактор.


Cтраховой взнос должен соответствовать той вероятности аварии, которая достигнута за период эксплуатации изделий ракетно-космической техники или  которая закладывается и рассчитывается разработчиком.


Таким образом, с целью уменьшения страхового взноса необходимо уменьшать вероятность отказа, то есть предприятия-разработчики ракетно-космической техники должны совершенствовать контроль качества и надежность своих изделий, что даст возможность страховым компаниям достаточно точно оценивать степень риска и страховать действительно реальный риск, не завышая сумму страхового взноса.


Согласно статистике, наряду с увеличением количества запусков в космос, возросло и количество отказов и потерь ракетно-космической техники. При этом потери от отказов и аварий ракет-носителей и космических аппаратов несут как владельцы техники, так и страховые компании.


Так, например, в период 1990-1991 гг. страховые выплаты достигли 713 млн. долл. Были получены страховки за японские КА BS-2X, BS-3A, BS-3H, SuperBird-A и -B, французский TDF-1 и индийский Insat-1C, не считая незастрахованного космического аппарата (КА) Intelsat-6, который был спасен астронавтами многоразового транспортного космического корабля (МТКК) Space Shuttle, тогда как сумма страховых взносов составила 623 млн. долл.


Всего за период с 1976 по 1990 г. страховые компании выплатили 1.3 млрд. долл., получив только 930 млн.долл. в виде страховых взносов. В таблице 1. представлены данные о потерях некоторых космических аппаратов в результате различных аварий и отказов с конца 1970-х по 1997 г.


Таблица 1.

Статистика отказов КА с конца 1970-х по 1997 г.

Год

Причина наступления страхового случая

Космический аппарат

Сумма страховой претензии

1977

отказ РН "Tor-Delta"

OTS-1

29.000.000

1979

отказ апогейного двигателя

японский ЕКС

14.000.000

1979

отказ апогейного двигателя

Satcom-3(США)

77.000.000

1982

отказ КА

Insat-1A (Индия)

70.000.000

1982

отказ апогейного двигателя РН "Ariane"

Marecs-B (Европа)

20.000.000

1983

отказ КА

Satcom-2(США)

10.000.000

1984

отказ межорбитального буксира PAM-D

Westar-6 (США)

Palapa-B2 (Индонезия)

105.000.000

75.000.000

1984

отказ РН "Atlas-Centaur"

Intelsat-5F9

102.000.000

1985

отказ КА

Anik-D2

(Канада)

4.200.000

1985

отказ двигателя КА

Sincom-4

(США)

85.000.000

1985

отказ апогейного двигателя "Ariane"

Spacenet-3 (США)

92.000.000

1985

отказ апогейного двигателя Ariane

EKS-3 (Европа)

87.000.000

1986

отказ апогейного двигателя Ariane

Intelsat-5F14

92.000.000

1986

отказ РН "Delta"

GOES (США)

100.000.000

1986

отказ КА

TDRS (США)

250.000.000

1986

авария ракеты-носителя "Аriane"

Intelsat V-F14

82.000.000

1986

GSTAR II

2.200.000

1987

РН "Atlas-Centaur"

Fleatsatcom

161.000.000

1987

Нераскрытие солнечных батарей

TVSAT 1

57.000.000

1988

отказ системы электроснабжения

INSAT 1C

68.468.000

1988

повреждение апогейного двигателя

GSTAR III

67.370.000

1988

Telecom 1B

600.000

1989

потеря спутника

Geostar

5.000.000

1989

авария апогейного двигателя

Hipparcos

7.000.000

1990

отказ 1-ой ступени РН "Ariane"

BS-2X

(Япония)

94.904. 320

1990

отказ 1-ой ступени РН "Ariane"

SuperBird-B

(Япония)

94.500.000

1990

отказ ракеты-носителя "Ariane"

BS-2X

94.904.320

1990

INSAT 1D

1.375.000

1990

отказ транспондеров

TDF2

13.300.000

1990

утечка топлива

Superbird A

170.000.000

1990

потеря 25% эл.мощности

BS-3A

14.000.000

1990

потеря связи с аппаратом

UOSAT E

1.000.000

1990

прекращение фукционирования

Satcom 3R

1.000.000

1991

отказ 2-ой ступени РН "Atlas-Centaur"

BS-3H

(Япония)

96.404.000

1991

нераскрытие антенн

ANIK E2

5.000.000

1991

отказ 3 из 6 Ku-транспондеров

Spacenet 4

11.333.000

1991

UOSAT F

630.000

1991

Преждевременное окончание оплива

Aurora II

9.219.000

1991

Pegasus Orbital sciences Corporation

819.173

1991

прекращение фукционирования

Olympus

4.030.000

1991

прекращение фукционирования

Satcom C4

2.940.000

1992

птказ двигателей ракеты-носителя "Atlas Centaur"

GALAXY 1R

159.500.000

1992

повреждение антенны

HISPASAT 1A

12.400.000

1992

прекращение фукционирования

OPTUS B2

101.600.000

1992

прекращение фукционирования

SPOT 2

2.910.000

1992

Consort 5

2.000.000

1992

прекращение фукционирования

Skynet 4

2.200.000

1993

авария ракеты-носителя "Atlas"

UHF 1

187.700.000

1993

прекращение фукционирования

HISPASAT 1B

2.600.000

1993

прекращение фукционирования

LANDSAT 6

9EOSAT)

7.535.000

1993

прекращение фукционирования

INTERFERO-METRICS

(Eyesat A)

2.000.000

1994

отказ третьей ступени ракеты-носителя "Ariane"

EUTELSAT 2F5

190.000.000

1994

отказ третьей ступени ракеты-носителя "Ariane"

TURKSAT 1

168.106.000

1994

авария в период разделения ракеты-носителя и спутника

TELSTAR 402

187.200.000

1994

отказ третьей ступени ракеты-носителя "Ariane"

PanAmSat 3

214.000.000

1995

прекращение фукционирования

APSTAR 2

160.000.000

1995

AMSC 1

66.000.000

1995

KOREASAT 1

54.414.500

1995

авария 2-ой ступени

LLV1/GEMSTAR спутник

11.600.000

1995

отказ Ku-транспондеров

ASIASAT 2

58.000.000

1995

авария 1-ой ступени

EER/CONESTOGA

5.300.000

1996

прекращение фукционирования

PALAPA C1

31.200.000

1996

авария ракеты-носителя на 10 секунде полета

INTELSAT 708

219.322.000

1996

ANIC E1

142.500.000

1996

авария 3-ей ступени ракеты-носителя "Long  March"

CHINASAT 7

128.000.000

1996

Pegasus

1996

уменьшение функциональных возможностей после 2-х лет эксплуатации

HOTBIRD 2

19.877.700

1996

прекращение фукционирования

Spot 3

13.000.000

1997

прекращение фукционирования

Telstar 401

132.000.000

1997

авария ракеты-носителя

GPS Navstar

35.050.000

1997

потеря 1 канала

BSAT 1A


На сегодня отсутствуют методические разработки, позволяющие с высокой достоверностью определять надежность космических систем, операций по запуску и работ на орбите. По этой причине трудно определить страховые ставки и финансовый риск. Другой важной составляющей риска для страховщиков являются достаточно низкие показатели надежности космических систем, выражающиеся в количестве аварийных пусков.


Показатели надежности спутниковой системы во многом связаны с запасами топлива на борту, поскольку с его расходом связана продолжительность функционирования спутника. Отсутствие необходимого резерва может повлечь отказ страховой компании в страховании спутника.


Сегодня на рынке представлено значительное количество ракет-носителей (см. таблицы 2.-4.).

Таблица 2.

Основные характеристики ракет-носителей семейства "Ariane" (Франция)

Ariane 40

Ariane 42P

Ariane 44P

Ariane 42L

Ariane 44LP

Ariane 44L

Ariane 5

Дата первого запуска

22.01.90

20.11.90

04.04.91

12.05.93

15.06.88

05.06.89

1996

Число пусков (на сентябрь 1997 г.)

5

11

10

4

16

23

2

Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, кг (I=70, H=550км)

4.600

6.000

6.500

7.000

7.000

7.000

18.000

Масса полезного груза, выводимого на переходную орбиту, кг

2.070

2.920

3.380

3.450

4.170

4.700

6.900

Масса полезного груза, выводимого на солнечно-синхронную орбиту, кг

2.740

3.400

4.100

4.500

5.000

6.000

12.000

Число ступеней (Т-твердотопливные ускорители

Ж-жидкостные ускорители)

3

3 (+2T)

3 (+4T)

3 (+2Ж)

3(+2Т/2Ж)

3(+4Ж)

2(+2Т)

Число пусков в 1997 г.

15

Таблица 3.

Основные характеристики ракет-носителей США

Delta 6920/6925

Delta 7920/7925

Atlas II

Atlas IIA

Atlas IIAS

Дата первого запуска

1989

1990

1991

1992

1993

Число пусков (на сентябрь 1997 г.)

17

33

9

9

11

Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, кг (круговая орбита)

3.990

5.050 (i=28.70)

6.780

(i=270,

H=185kм)

6.890

(i=28.50,

H=185kм)

8.640

(i=28.50,

H=185kм)

Масса полезного груза, выводимого на переходную орбиту, кг

1.450

1.840

2.950

i=28.50

3.160

i=270

3.830

i=270

Число ступеней (Т-твердотопливные ускорители

Ж-жидкостные ускорители)

3+9T

2

2

2

Число пусков в 1997 г.

14

9

Таблица 4.

Основные характеристики ракет-носителей России, Китая и Японии

Proton D-1-e

Long March 2C

Long March 2E

Long March 3

Long March 3A

Long March 3B

Long March 4

H-2

Дата первого запуска

1967

1975

1990

1984

1992

1995

1988

1994

Число пусков (на сентябрь 1997 г.)

208

13

8

12

3

2

2

3

Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, кг (круговая орбита)

20.000

2.000 (i=63.40

400x185 км)

8.800

(i=28.50

200 км)

5.000

(i=31.10

200км)

8.500

(i=28.50)

12.000

4.000

(200км)

10.000

(i=300

250км)

Масса полезного груза, выводимого на переходную орбиту, кг

4.800

1.440

i=28.20

3.460

1.340

i=28.50

1.400

i=31.10

2.300

i=28.50

4.850

i=28.0

-

4.000

Число ступеней (Т-твердотопливные ускорители

Ж-жидкостные ускорители)

4

2

3(+4Ж)

3

3

3(+4Ж)

3

2(+2Т)

Число пусков в 1997 г.

12

10

1


Страховщик должен основательно изучить весь процесс проектирования, объем и методы экспериментальной отработки, применяемые изготовителем. Кроме того, для определения страховых взносов необходимо оценить опыт изготовления данным разработчиком подобных систем: имеется в виду общее число выведенных на орбиту аппаратов, количество имевшихся отказов, уровень производства и организации, количественные и качественные характеристики устанавливаемых бортовых оборудования и аппаратуры, использование отработанных и закрепленных в производстве технологических процессов, опыт и репутация изготовителей систем, результаты квалификационных испытаний.


Суть методик оценки состоит в оценке комплекса мер, предпринимаемых производителем на стадиях "жизненного цикла" изделий ракетно-космической техники (проектирование, производство, экспериментальная отработка и эксплуатация) с целью повышения надежности как их составных частей, так и отдельных элементов и узлов.


Размеры страховых ставок определяются степенью риска неудачного запуска и зависят, с одной стороны, от статистики неудачных запусков конкретного носителя, и, с другой стороны,  от уровня страховых ставок по основным ракетам-носителям.


Фактор надежности, таким образом, является главной отправной точкой при расчетах в космическом страховании, однако он с трудом поддается определению в случае сложных инженерных систем. Под надежностью можно понимать безотказность функционирования изделий в процессе подготовки к полету и в течение полета.


В соответствии со стандартом надежностью называется свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателй в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Под надежностью также можно понимать безотказность функционирования изделий в процессе подготовки к полету и в течение полета.

Надежность изделия в целом определяется реальной надежностью его составляющих частей - агрегатов, систем, ракетных блоков и т.д.


Страховые компании не придерживаются единого подхода к организации страхования в области космической деятельности (таблица 6). В большинстве своем они используют общепринятые ставки взносов, которые устанавливаются в зависимости от используемой при запуске ракеты-носителя, предприятия-изготовителя или владельца космического аппарата.

Таблица 5.

Основные виды космического страхования

Вид страхования

Ставка страхового взноса

Изготовление (все риски) - для космического аппарата или ракеты-носителя

Приблизительно 0.3-0.6%

Транспортирование

Приблизительно 0.1%

Предстартовая подготовка

Приблизительно 0.3-0.8%

Задержка запуска

Зависит от типа рисков

Отмена пуска

от 0.3-0.6%

Гражданская ответственность

Незначительная

Политические риски

Зависит от участвующих стран

Запуск

от 15% до 20%

Функционирование космического аппарата на орбите

от 1.5% до 5% в год в зависимости от технического состояния космического аппарата

Страхование транспондеров космического аппарата

от 1.5% до 5% в год в зависимости от технического состояния космического аппарата

Потери прибыли

от 1.5% до 5% в год в зависимости от технического состояния космического аппарата

Гражданская ответственность

Приблизительно от 50  до 100  млн. долл.


Производители космической техники, которые наилучшим образом зарекомендовали себя, имеют возможность экономии за счет  более низких размеров страховых взносов.  Например, клиенты, применяющие для запуска своих космических аппаратов европейскую ракету-носитель семейства «Аriane-4» имеют выигрыш в страховом взносе в 2-3% от общепринятой ставки.


В то же время представители некоторых страховых компаний утверждают о невозможности использования единой ставки страховых взносов на долговременные   периоды.  Они   обосновывают   это   статистическими   данными   о количестве успешных и аварийных запусков, которые показывают невозможность достоверного прогнозирования результатов отдельного запуска.


Владельцы спутников также заявляют о слишком высоких размерах взносов. Тем не менее, ведущие страховые компании считают, что в последние годы их деятельность становится менее рискованной, так как показатели надежности космической техники приближаются к такому уровню, когда они смогут выплачивать страховые возмещения из получаемых ими страховых взносов.


Несмотря на значительные трудности при расчете  риска, определении страховых взносов и довольно высоких их размерах, космическое страхование может быть прибыльным для страховщиков, в силу того, что сохраняется стабильный и гарантированный рынок транспортных средств выведения, спутниковых систем и запусков.

(с сокращениями)

Д. Медведчиков

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Особенности и виды перестрахования
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2021 Космическое страхование.