Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Основные виды страхования космической деятельности

Страховое дело. - №7.- 1998.- с.30-37

Вся совокупность страховых отношений делится на: имущественное страхование, личное, страхование ответственности и страхование коммерческих (финансовых) рисков.


В отличие от других областей страхования в сфере страхования космических рисков предлагаются особые виды и варианты страхования, хотя и здесь можно отметить традиционное деление на страхование имущества от ущерба и страхование гражданской ответственности.


Видом страхования называется страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам.


В предлагаемой статье будут рассмотрены особенности имущественного страхования и страхования ответственности.


К имуществу в области ракетно-космической техники относятся ракета-носитель, космический аппарат и любое другое имущество, находящееся на стартовом и техническом комплексах и необходимое для осуществления операций по предстартовой подготовке и запуску космического аппарата. Cтрахование ответственности предполагает возмещение ущерба, нанесенного имуществу и (или) здоровью третьего лица.


При страховании ответственности необходимо различать страхование гражданской ответственности перед третьей стороной при проведении запуска и гражданской ответственности за изделия ракетно-космической техники.


Страхование ответственности за запуск перед третьей стороной предназначено для страхования ущерба, причиненного третьей стороне в процессе запуска и нахождения космического аппарата на орбите, независимо от того, против кого были направлены иски о возмещении убытков и подпадает под действие Конвенции об ответственности.


Гражданская ответственность перед третьей стороной подразумевает ответственность государства, осуществившего запуск, организации, отвечающей за его проведение, владельца космического аппарата, за ущерб собственности или отдельным лицам, нанесенный при проведении предстартовой подготовки, запуска или эксплуатации космического аппарата. Согласно статьям 7 и 8 "Договора о космосе" от 27 января 1967 г., регулирующего деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, государства несут юридическую ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами и сохраняют свою юрисдикцию над всеми объектами, запускаемыми в космос.


Под "государством, осуществившем запуск" понимается как государство, которое произвело или оплатило запуск космического аппарата, так и государство с территории которого был запущен космический аппарат. В космосе действует принцип "ответственности за неисправность", согласно которому государство, осуществившее запуск, в случае нанесения ущерба космическому аппарату другого государства, отдельным лицам или собственности, находящейся на борту этого космического аппарата, но не на поверхности земли, несет ответственность только в том случае, если ущерб произошел в результате его ошибки или ошибки лиц, за которые оно несет ответственность.


В случае нанесения ущерба космическому аппарату или третьей стороне государство, осуществившее запуск ответственно в случае нанесения ущерба по его вине. Во всех остальных случаях нанесения ущерба ответственность не лимитируется, но ее объем ограничивается только объемом немедленно наступившего ущерба.


Особенностью страхования ответственности перед третьей стороной является то, что никто заранее не может оценить размеры ущерба. В связи с этим договор страхования включает в число ответственных за ущерб, причиненный третьим лицам, всех причастных к этому, включая сострахователей, на которых могла бы распространяться такая ответственность.


Страхование вступает в силу в момент прибытия космического аппарата на технический комплекс и прекращается при окончании срока действия договора страхования или при полном разрушении ракеты-носителя или спутника.


Основной проблемой гражданской ответственности перед третьей стороной является то, что космический проект осуществляется при участии большого количества смежных предприятий и необходимо определить границы гражданской ответственности каждого из участников проекта. Здесь возможна реализация следующих подходов при определения границ ответственности:


-головной исполнитель выдает каждому соисполнителю технические задания с указанием показателей надежности, которые должны иметь разрабатываемые системы и которые соисполнитель должен подтвердить расчетами и результатами испытаний. После приемки работ головным исполнителем соисполнитель освобождается от ответственности, а возможные неисправности и потеря работоспособности систем приписываются неудачному стечению обстоятельств;


-головной исполнитель при заключении договора с соисполнителем оговаривает условие согласно которому последний обязан выплатить компенсацию в случае нанесения ущерба из-за отказа изделий, которые поставлял соисполнитель. Это позволяет точно определить, кто несет ответственность за происшедшую аварию.


Существует и страхование ответственности при возвращении в атмосферу. Согласно Конвенции об ответственности 1972 г. ответственность при возвращении в атмосферу является исключительно ответственностью перед третьей стороной. При возвращении космического аппарата в атмосферу возможно возникновение повреждений и, как следствие, претензий экономического характера.


Гражданская ответственность за изделия ракетно-космической техники охватывает всех разработчиков ракет-носителей и космических аппаратов. Этот тип страхования практически аналогичен обычному договору страхования гражданской ответственности.


Страхование политического риска компенсирует потери от неполучения ожидаемых доходов и выгод, препятствий деловой активности, прерывания контрактов и других последствий политических действий.


Возможно страхование от риска задержки поставок, которое осуществляется совместно со страхованием ответственности на этапах транспортировки и предстартовой подготовки. Риски задержки запуска спутника связаны в основном с задержкой доставки космического аппарата и последующей задержкой всех плановых операций.


Задержка может быть результатом технических проблем с ракетой-носителем или космическим аппаратом. Отчет о результатах расследования неудачи должен быть представлен запускающей стороной ранее, чем будет запущен другой объект. В случае задержки запуска договорами страхования предусматриваются штрафы.


Также производится страхование гарантийных обязательств. Покупатели оборудования, используемого в космических полетах, как правило, не имеют претензий к его производителям  по поводу подробных технических характеристик, касающихся его функционирования и срока функционирования космического аппарата, которые четко оговорены в договоре о покупке. Оплата полной цены обычно зависит от того, насколько эти технические характеристики удовлетворяют покупателя. Иными словами, до поставки оборудования уплачивается только минимальная покупная цена, а потом вносятся так называемые "поощрительные платежи", но только при условии, что технические характеристики оборудования соответствуют требованиям покупателя.


Изготовители оборудования заинтересованы в страховании себя от потери этих платежей, заключив "страхование поощрительных платежей". Однако подобный договор является несколько ограничительным, так как вместо того, чтобы получить "поощрительные платежи" от покупателя, производитель может подвергнуться штрафу за нарушение гарантийных обязательств. В некоторых случаях стороны согласны на комбинацию "поощрительных платежей"  и штрафных санкций.


Покрытие подобных рисков, равноценное страхованию гарантийных обязательств, весьма проблематично, так как эти риски тесно связаны с не страхуемыми рисками предпринимателя. Более того, это страхование требует оценки эксперта оговоренных договоров технических характеристик и должно предоставляться только опытным производителям.


К страхованию имущества от непосредственного  ущерба относятся:

-страхование изделий ракетно-космической техники от материального ущерба с момента вывоза изделий с завода-изготовителя до стыковки космического аппарата с ракетой-носителем. В этот период страхуются риски транспортировки, хранения и сборки космического аппарата и ракеты-носителя;


-страхование изделий ракетно-космической техники от материального ущерба с момента  запуска двигателей ракеты-носителя до начала функционирования космического аппарата. В этот период страхуются риски функционирования ракеты-носителя (до момента выведения космического аппарата на низкую околоземную или переходную к геостационарной орбиту) и бортовых систем космического аппарата, обеспечивающих перевод аппарата на геостационарную орбиту и его работоспособность в течение срока, определенного договором страхования (3-6 месяцев) с целью демонстрации способности целевого функционирования. По окончании этого срока космический аппарат принимается в эксплуатацию;


-страхование изделий ракетно-космической техники от материального ущерба (частичное - в случае если космический аппарат не соответствует заданным требованиям, но остается пригодным для эксплуатации в течение полного/частичного срока функционирования или полной потери  работоспособности - когда космический аппарат полностью непригоден для эксплуатации) в период  эксплуатации на рабочей орбите. Договор страхования вступает в силу после подтверждения работоспособности космического аппарата и, как правило, заключается на три года, по окончанию которых возобновляется на следующий трехлетний период;


-страхование технических и стартовых комплексов.


Во всех случаях страхования от ущерба сумма страховки определяется до вступления договора страхования в силу. При страховании изделий ракетно-космической техники в период предстартовой подготовки и запуска сумма страховки обычно равна стоимости замены космического аппарата включая расходы на повторный запуск и на осуществление операций предстартовой подготовки, а также  расходы на персонал, осуществляющий запуск или обслуживание космического аппарата. Аналогично определяется сумма страховки на период орбитальной эксплуатации космического аппарата. Здесь только учитывается тот факт, что в начале периода общая сумма страховки равна стоимости повторного запуска заменяющего космического аппарата.


Помимо страхования от непосредственного ущерба может осуществляться и страхование косвенного ущерба с целью защиты от возможных финансовых потерь вследствие неисправностей изделий ракетно-космической техники.


Доставка и подготовка космического аппарата к запуску страхуется от начала работ по погрузке на заводе-изготовителе до отрыва от Земли. Несмотря на то, что периоды страхования могут меняться в зависимости от условий договора (они могут начинаться   в   момент   прибытия   космического   аппарата   на   полигон   запуска  и заканчиваться  с момента запуска), общий период обычно составляет 2-3 месяца.  Однако он может меняться в зависимости от времени хранение спутника на полигоне.


Страхование до запуска касается ракеты-носителя, а также разработки, изготовления, испытания и транспортировки к месту запуска космического аппарата до момента его установки на ракету-носитель. При этом возможно нанесение ущерба, в том числе, механических повреждений, со стороны организаций, изготавливающих космический аппарат и осуществляющих запуск.


Ущерб может быть причинен сооружениям и оборудованию, используемым при запуске (стартовым площадкам, помещениям для подготовки космического аппарата, самим космическому аппарату и ракете-носителю, оборудованию для наземного обслуживания). Однако ущерб не может быть застрахован по типу страхования ответственности за запуск перед третьей стороной, даже в том случае, если этот ущерб и причинен другой стороне, участвующей в запуске.


В контракте на приобретение космического аппарата обычно предусматривается, что его изготовитель является ответственным за все риски отказов космического аппарата при его изготовлении, транспортировке к стартовой площадке, наземных испытаниях, сборке. Обычно владельцу космического аппарата предлагаются договоры страхования ответственности на сумму порядка 500 млн. долл. с целью защиты участвующих в запуске космического аппарата сторон от претензий третьей стороны.


Страхование обычно заканчивается заранее определенным моментом, например:

- запуском двигателей 1-й ступени ракеты-носителя;

- раскрытием фиксаторов стартовых сооружений;

- моментом старта.


К наиболее дорогостоящему относится страхование запусков, которое хотя и не является обязательным, подобно страхованию по обязательствам в отношении третьей стороны предусмотрено законом для компенсации ущерба государственному имуществу в результате коммерческих пусков.           Страхование запуска встречается наиболее часто, так как с ним связаны наибольшие риски и потери. Страхование запуска на случай потери или отказа спутника включает страхование ущерба в процессе запуска, орбитальные маневры и приемочные испытания. Страхование заканчивается, когда спутник начнет функционировать на орбите.


В этот период риск особенно велик и за данное страхование взимается наибольшая плата (15-20 % в зависимости от типа ракеты-носителя). Сумма страховки в этом случае основана на стоимости замены космического аппарата и повторного запуска. Параллельно возможна страховка от задержек пуска и потери будущих доходов.


Стадия начинается с момента окончания предстартовой подготовки, а страховое покрытие обеспечивается с заранее обговоренного момента времени, каковым может быть:

- запуск двигателей 1-ей ступени ракеты-носителя;

- раскрытие фиксаторов стартовых сооружений.


Покрытие включает следующие фазы  жизни спутника:

- отделение от ракеты-носителя;

- выведение космического аппарата на переходную орбиту;

- выведение на геостационарную орбиту;

- орбитальные маневры;

- раскрытие солнечных батарей и антенн;

- орбитальные испытания;

- начальный период эксплуатации;

- первые два витка на орбите.


В качестве критерия успешности запуска выступает следующий: "после завершения периода орбитальных проверок космический аппарат  должен находится в нужной точке орбиты при минимальном и заранее определенном количестве неисправностей на борту и иметь достаточное количество запасов топлива для функционирования в течение всего запланированного срока". Также все системы космического аппарата должны удовлетворять критериям, установленным в техническом задании на изготовлении космического аппарата.


Страхование запуска и начала работы космического аппарата на орбите охватывает период с момента запуска космического аппарата до ввода его в эксплуатацию. Определение понятия запуск может отличаться в разных договорах - страхование может начинаться, например, при  раскрытии фиксаторов или отрыве ракеты-носителя от Земли. Страхование на этом этапе защищает космический аппарат от физической потери или повреждения с момента вступления страхования в силу до начала эксплуатации космического аппарата и на некоторый период эксплуатации - от 180 дней до 12 месяцев после запуска. Осуществляется страхование апогейного отклонения, раскрытия антенн и солнечных батарей, включения различных подсистем. Кроме того, страховка данного вида защищает от частичных отказов, приводящих к ухудшению технических характеристик или к уменьшению сроков активного существования.


Для клиентов возможно несколько вариантов страхования на стадии запуска и начальных работ на орбите:


1. Запуск + 180 дней функционирования на орбите - объединение страхования от частичного и полного убытка, что позволяет владельцу спутника получить достаточно времени для проверки функционирования космического аппарата после ввода его в эксплуатацию.


2. Запуск + 180 дней функционирования  - страхование только от полного убытка. Этот вид страховки выплачивается только за катастрофически поврежденный спутник.


3. Запуск + 12 месяцев функционирования  - объединенное страхование от частичного и полного убытка или только от полного убытка. Данный вариант страхования несколько дороже варианта "запуск + 180 дней" и имеет преимущество в том, что обеспечивает защиту от возможностей отказа после истечения 180-дневного срока начальной эксплуатации.


4. Запуск + 24 месяца функционирования  - объединенное страхование от частичного и полного убытка или только от полного убытка.


5. Запуск + 36 месяцев функционирования  - объединенное страхование от частичного и полного убытка или только от полного убытка.


Страхование только периода после отделения от ракеты-носителя применяется только к самому спутнику и охватывает апогейное отклонение, включение и функционирование космического аппарата. Важно отметить, что если период запуска разделить на различные фазы и оплачивать их отдельно, то общая сумма будет превышать величину, которая платится за весь период целиком. Поэтому клиенты обычно стремятся приобрести объединенное страхование от частичного и полного убытка на стадии запуска, при этом страхование только от полного убытка требует наличия значительного убытка (часто превышающего 50% повреждений космического аппарата), чтобы он стал оплачиваемым.


Страхование орбитального периода жизненного цикла спутников позволяет избежать убытков из-за преждевременного окончания их функционирования. Период действия страхования эксплуатации космического аппарата на орбите обычно начинается с момента истечения срока действия страхового договора на запуск. Случаи страхования сходны с применяющимися при страховании запуска и начала эксплуатации на орбите и касаются физической потери или повреждения спутника. Величина страховки состоит из стоимости замены или стоимости повторного запуска, потери доходов, стоимости спутника, дополнительных расходов.


Страхование функционирования космического аппарата на орбите осуществляется владельцами космического аппарата с целью застраховать себя от потерь, связанных с ухудшением функциональных возможностей спутника, сокращением его срока службы, повреждениями, ведущими к финансовым потерям. При этом период функционирования космического аппарата на орбите может быть разбит на несколько периодов, а страхование может распространяться на каждый из этих периодов. Например, для геостационарного спутника с расчетным сроком функционирования 10-15 лет страхованием охватываются первые три года. При этом проводится ежегодная оценка технического состояния космического аппарата, так как может произойти ухудшение характеристик космического аппарата, приводящее либо к ограничению его работоспособности, либо к полному отказу. В этом случае компенсация осуществляется пропорционально частичной потери функциональных возможностей.


Пример расчета суммы страхового возмещения: Пусть имеется спутник связи с 24 транспондерами (под транспондером понимается совокупность оборудования, предназначенного для приема и ретрансляции сигнала) и номинальной продолжительностью функционирования 10 лет (240 транспондеров/год:

  • если спутник прекратил функционирование на 1 год раньше номинальной продолжительности функционирования расчет суммы возмещения ведется следующим образом:

24 транспондера х 9 лет = 216 транспондеров/год

сумма возмещения = страховая сумма х (240-216)/240;


  • если прекратил функционирование один транспондер расчет суммы возмещения ведется следующим образом:

23 транспондера х 10 лет = 230 транспондеров/год

сумма возмещения = страховая сумма х (240-230)/240;


  • если спутник прекратил функционирование на 1 год раньше номинальной продолжительности функционирования и прекратил функционирование один транспондер расчет суммы возмещения ведется следующим образом:

23 транспондера х 9 лет = 207 транспондеров/год

сумма возмещения = страховая сумма х (240-207)/240.


Сумма страхового возмещения, которую как при страховании пуска согласовывают заранее, учитывает общие затраты на пуск аварийного спутника. Однако с увеличением возраста космического аппарата сумма страхового возмещения сокращается во избежание превышения стоимости страхового объекта. Тарифы при страховании от потерь во время активного существования  космического  аппарата  на орбите  в настоящее время составляют 2-3 % в год. Полностью страховая сумма выплачивается в том случае, если спутник погиб или потерял 50% своих функциональных возможностей и (или) номинальной продолжительности функционирования. Если спутник вышел из строя, то страховщик, выплативший сумму страховых возмещений, становится его собственником на основании отказа страхователя от права на застрахованное имущество при выплате страхового возмещения в размере полной страховой суммы.


Частично сумма страховых возмещений выплачивается в случае выхода из строя отдельных систем космического аппарата.


Кроме вопросов стоимости и цели страхования, существует ряд других вопросов, которые необходимо учитывать при определении вида и варианта страхования.


Ряд компаний, осуществляющих услуги по запуску, предлагают гарантии повторного запуска в случае отказа ракеты-носителя, что может оказать влияние на страхование, т.к. возможно понадобится дробление сумм, выплачиваемых за страхование на периоды до и после запуска.


Сумма страхования обычно включает в себя стоимости обслуживания запуска, спутника, потерю доходов и дополнительные расходы. Большинство клиентов считает, что стоимость покупки другого спутника в случае, если первый спутник вышел из строя, вероятно значительно выше, чем стоимость первого спутника. Поэтому уместно приобрести страховку по цене замены стоимости на случай неудачи. При этом сумма страхования будет включать в себя стоимость обслуживания запуска, стоимость замены спутника, потерю доходов и дополнительные работы, связанные с неудачей.


При значительных суммах страховки, страховые компании очень внимательно и тщательно рассматривают все случаи возникновения неисправностей. Своевременное и полное уведомление о неисправностях следует делать по той причине, что в случае предъявления иска, первым делом большинство представителей страховщиков выясняют была ли предварительная информация об обстоятельствах потери. В случае возникновения иска, страховые компании назначают эксперта для оценки убытков.


Если же иск оплачен, а космический аппарат продолжает ограниченно эксплуатироваться, то страховщики могут потребовать компенсацию за использование космического аппарата.


В настоящее время в основном страхуются как риски потерь при запуске, так и возникающие в течение эксплуатации космического аппарата на орбите. Перед тем как начнет действовать страховой договор на орбитальные работы космического аппарата, страховщики должны ознакомиться с отчетом о техническом состоянии космического аппарата после запуска, который должен содержать перечень всех неисправностей или частичных отказов, возникавших или возникших при запуске, для того, чтобы страховщики могли представить себе риск перед тем как согласиться на обеспечение страховки по новому страховому договору. Подобные отчеты могут понадобиться и в случае страхования серии спутников по одному договору.


Хотя фактически маловероятно изменение договора для последующих спутников серии, страховые компании имеют право пересмотреть согласованные с ними пункты договора страхования, если что-то случилось с предыдущим космическим аппаратом серии и это вызвало изменения в конструкции тех аппаратов, которые еще предстоит запустить.


Целью любого страхования является обеспечение страховки риска в виде компенсации за ущерб. Если определить стоимость ущерба не представляется возможным, страховщик и страхователь могут назначить максимальную стоимость страхования. На основании этой максимальной стоимости и с учетом возможности возникновения риска страховая компания должна определить страховой взнос. Кроме того, клиент, осуществляющий страхование, также может с учетом риска и страховых взносов определить страховую сумму.


При определении страховой суммы владелец спутника и страховая компания должны учитывать ряд моментов. Так, владельцу, как правило, требуется подвергать страхованию спутник и его запуск. Ему также следует определить размер ожидаемой прибыли от суммы арендной платы за спутник и дать гарантию, что он заплатит за расходы по эксплуатации наземных станций. Владелец спутника может осуществлять страхование для того, чтобы покрыть потери ожидаемой прибыли, расходы, вызванные созданием космических систем.


Страхование прибыли определяется одним видом риска - досрочным прекращением функционирования спутника на орбите. Если спутник прекращает функционирование раньше срока, со стороны страховой компании требуется довольно высокая компенсация. Наконец, владельцу приходится учитывать возможность задержки запуска, которая часто сопровождается значительными финансовыми потерями и штрафными санкциями. В случае задержки по вине стороны, осуществляющей запуск, никакой гарантии компенсации убытков не существует. В случае задержки по вине клиента, приведшей к изменению графика пусков,  компенсацию должен уплатить клиент.


Результатом переговоров между владельцем космического аппарата и страховой компанией является договор страхования. Первый   стремиться осуществить страхование на максимальную сумму, возможную при наименьших страховых взносах, а последняя с учетом существующих технических проблем пытается остановиться на формуле, которая оставляет некоторый риск клиенту. В результате, вместо страхования одного космического аппарата, страхованием может быть охвачена серия космических аппаратов или ряд отказов в серии.


Действие договора страхования начинается с установки космического аппарата на ракете-носителе на стартовой площадке или в момент намеренного запуска двигателей ракеты-носителя и заканчивается либо с полным разрушением ракеты-носителя, либо по истечении срока задержки старта, после которого космический аппарат считается разрушенным. В то же время, действие договора страхования, касающегося ответственности перед третьей стороной, не распространяется на ущерб сооружениям и стартовому оборудованию, а также телесные повреждения персоналу, участвующему в проведении стартовых операций. Действие договора не распространяется и на финансовый ущерб, представляющий собой потерю ожидаемой прибыли. Оно не распространяется также на такие вредные последствия запуска, как шум, разного рода загрязнения и другие негативные явления, не имеющие причиной непредвиденные обстоятельства и имеющие место в процессе запуска или функционирования космического аппарата на орбите.


Экономический убыток, возникающий при различных авариях во время запуска и эксплуатации космического аппарата, может быть значительно больше простого имущественного ущерба в случае потери дохода из-за сокращения срока эксплуатации космического аппарата. До сих пор не достаточно разработаны формы покрытия ущерба в результате наступления подобных финансовых рисков. В принципе потеря дохода может быть застрахована в случае, когда возможно доказать получение прибыли при отсутствии страхового случая.


В страховой практике встречаются случаи включения в перечень страховых событий крупных сумм возмещения за потерю дохода. Это предусматривается условиями страхования имущества, но часто приводит к неоправданно высоким страховым премиям (особенно в тех случаях, когда космический аппарат не был использован на полную мощность в результате неисправной работы систем или его функции выполнялись другими космическими аппаратами, принадлежащими или управляемыми одним оператором ). В этом случае последний терпит минимальный убыток или вообще  не имеет убытка, связанного с потерей дохода, несмотря на неисправности одного аппарата.


Финансовые убытки, возникшие в результате неудачного запуска или неисправности спутника, могут быть застрахованы в соответствии с принципами страхования  потери доходов, которые покрывают только действительно имевшие место убытки.


Таким образом, спутники страхуются согласно последовательности событий в их жизненном цикле, которые включают 4 основных стадии:

- производство;

- предстартовую подготовку;

- старт;

- эксплуатацию.


Последняя стадия этап может быть разбита на подстадии:

- довыведение на рабочую орбиту;

- эксплуатация на орбите.


При этом, страхование довыведения космического аппарата на орбиту и рисков при эксплуатации на орбите может быть включено в полис по запуску, который часто покрывает 12-ти месячный период после выведения аппарата. Отдельные полисы покрывают этапы эксплуатации космических аппаратов на орбите.


Страховщик возмещает прямые убытки от повреждения застрахованного имущества, произошедшие в результате любых изменений и непредвиденных событий, не исключенных договором страхования. Дополнительно могут быть заключены договора страхования послепусковых обязательств и страхования ответственности перед третьими лицами.


Страховая сумма представляет собой полную стоимость объекта страхования, включая стоимость проектирования, технической документации, материалов, оборудования, и рабочей силы.


Ответственность страховщика начинается с момента выгрузки застрахованного имущества на монтажную площадку и продолжается в течение срока, указанного в договоре. Ряд страховых компаний проводит страхование как электронной техники, так и программного обеспечения. В этом случае гарантируется ответственность не только за сохранность электронной техники, но и программного обеспечения от любых неблагоприятных событий, включая разрушение программ компьютерными вирусами.


Также следует рассматривать вероятные потери при страховании с целью защиты от них клиента, а также дополнительные финансовые расходы, которые возможны в случае потери или повреждения спутника в периоды транспортировки и подготовки к запуску. В зависимости от условий договора, клиента могут обязать заплатить за задержку в программе, возникшую из-за физической потери или повреждения спутника, связанного с ним оборудования и ракеты-носителя, даже, если эти потери или повреждения произошли не по вине клиента и не нанесли прямого ущерба его собственности.

(с сокращениями)

Д. Медведчиков

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Особенности и виды перестрахования
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 7 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2022 Космическое страхование.