Роль страхования в космической деятельности Российской Федерации |
Страховое дело.- №10.- 2002.- с.29-38.
Согласно Закону РФ «О космической деятельности» [1] под космической деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
В соответствии с Законом космическая деятельность включает создание (в том числе разработку, изготовление, испытания), а также использование и передачу космической техники, космической технологии, иной продукции и услуг, необходимых для ее осуществления. Под ракетно-космической техникой (РКТ) понимается совокупность орбитальных средств, средств подготовки, выведения и управления КА, а также технических средств, обеспечивающих их эксплуатацию. К космическим средствам Закон относит: ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА), разгонные блоки (РБ), технологическое оборудование стартовых и технических комплексов, баз хранения, средства измерительных комплексов, средства управления КА, средства посадочных и поисково-спасательных комплексов. Законом «О космической деятельности» устанавливает, что наземные и иные объекты космической инфраструктуры РФ включают: -космодромы, стартовые комплексы (СК) и пусковые установки; -командно-измерительные комплексы; -центры и пункты управления полетами космических объектов; -пункты приема, хранения и переработки информации; -базы хранения космической техники; -районы падения отделяющихся частей космических объектов; -полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы; -объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; -центры и оборудование для подготовки космонавтов; -другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования наземных и иных объектов космической инфраструктуры. Для управления полетами КА РФ обладает наземным автоматизированным комплексом. Законом «О космической деятельности» определяется, что финансирование космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях из средств бюджета осуществляется на основании Федеральной космической программы целевым назначением через государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами. Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства, если это не противоречит целям космического проекта. Согласно Закону, государственный заказ на создание космической техники формируется и размещается на основе Федеральной космической программы, долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники, а работы по государственному заказу осуществляются в соответствии с техническим заданием, утвержденным государственным заказчиком, которое является основанием для заключения государственного контракта между государственным заказчиком и исполнителем работ. Эксплуатация космической техники осуществляется собственником такой техники либо другими организациями и гражданами по договору с собственником. Управление космическими полетами на всех этапах от запуска до завершения полета осуществляют организации, эксплуатирующие наземные и иные объекты космической инфраструктуры. Космическая деятельность в России осуществляется по двум основным направлениям: -выполнение Федеральной космической программы по государственным заказам; -оказание услуг на коммерческой основе для отечественных и иностранных заказчиков. Космическая деятельность направлена на повышение эффективности решения задач экономического характера, обеспечение национальной безопасности государства и способствует развитию отечественной науки и техники. Ракетно-космическая промышленность является одной из наиболее сложных и наукоемких отраслей машиностроения. В ней широко используются межотраслевые поставки, в которых участвуют почти все отрасли народного хозяйства. Для ракетно-космической промышленности в целом характерны следующие особенности: -широкая внутриотраслевая и межотраслевая кооперация, большое число соисполнителей в процессе проектирования, изготовления и испытаний изделий ракетно-космической техники; -малая серийность изделий в производстве; -разнообразие и сложность технологических процессов, требующих проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; -непрерывное повышение требований к качеству, надежности, ресурсу изделий, а также к культуре производства; -сложность, уникальность и высокая стоимость изделий. Разработка РКТ характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработки и проведения испытаний. Кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных комплексов и сложнейшего оборудования. Кроме этого, в современных условиях появились новые факторы, оказывающие значительное влияние на осуществление космической и производственной деятельности предприятиями и организациями ракетно-космической промышленности: -недостаток государственного финансирования; -существенное изменение структуры, сроков и объемов ассигнований космической отрасли России, в том числе на мероприятия по обеспечению безопасности, что может повлечь снижение эксплуатационно-технических характеристик изделий ракетно-космической техники, элементов космической инфраструктуры; -постоянная инфляция; -кардинальное изменение геополитической обстановки, связанное с суверенитетом РФ и необходимостью выполнения РФ международных договоров и соглашений по использованию и освоению космического пространства; -усиление конкуренции в космической деятельности и значительное расширение в последние годы рынка коммерческих космических услуг; -изменения правового пространства, регламентирующего космическую деятельность в РФ, связанные, в частности, с изменением структуры объектов и субъектов обеспечения безопасности космической деятельности, расширением прав юридических и физических лиц, осуществляющих эту деятельность; -повышение международных и российских законодательных требований по снижению неблагоприятного воздействия космической деятельности; -нарушение существовавшей ранее кооперации разработчиков, производителей изделий ракетно-космической техники, элементов космической инфраструктуры и эксплуатирующих организаций; -коммерциализация космической деятельности. На современном этапе развития страны появились новые экономические условия осуществления космической деятельности: отсутствие государственных гарантий возмещения ущербов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при выполнении космических проектов и осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, разгосударствление и самостоятельность части предприятий ракетно-космической промышленности, выполнение не только государственных, но и коммерческих контрактов, участие в космической деятельности предприятий промышленности и организаций с различными организационно-правовыми формами, расширение круга участников космической деятельности - отечественные и иностранные предприятия ракетно-космической промышленности, страховые компании, банки, частные инвесторы и физические лица из разных стран. Появились новые формы космической деятельности, такие как космический туризм, созданы совместные с иностранными фирмами компании по предоставлению услуг на международном космическом рынке (компании Starsem, Sea Launch, ILS, Eurockot и другие). Продукция отечественной ракетно-космической промышленности завоевала признание на международном рынке и используется в зарубежных изделиях ракетно-космической техники (например, российские двигатели применены на американской ракете-носителе “Атлас”). Иностранные инвестиции в изделия ракетно-космической техники и деятельность отечественных предприятий ракетно-космической промышленности стали важным фактором появления новых рыночных структур, использования иностранного опыта организации финансовых отношений и управления. Одна из основных тенденций, свидетельствующих об успешном развитии космической техники, заключается в повышении уровня коммерциализации некоторых прикладных разработок и возникновении процесса приватизации. Задействованные в этой связи предпринимательские усилия и деловой подход частного сектора дают новый толчок развитию космических прикладных разработок. В то же время расширение рынка стимулировало реализацию новых инициатив и расширение инвестиций в разработку новых технологий. Предприятия государственного сектора заключают партнерские соглашения с частным сектором на различных этапах процесса исследований и разработок, что обеспечивает эффективное использование ресурсов обоих партнеров и содействует проведению коммерческой деятельности с высоким экономическим потенциалом. Однако, сотрудничество сопровождается и ростом коммерческой конкуренции. В то же время, ракетно-космическая промышленность и космическая деятельность относятся к опасным видам человеческой деятельности. На раннем этапе развития ракетно-космической техники основное внимание уделялось созданию собственно объектов техники. По мере появления все более современных и мощных ракетно-космических комплексов, увеличения частоты запусков, накопления опыта эксплуатации ракетно-космической техники и осуществления космической деятельности постепенно пришло понимание, что и ракетно-космическая техника и космическая деятельность способна оказывать влияние на окружающую природную среду, приводить к значительным материальным и финансовым ущербам при авариях и катастрофах, наносить вред жизни и здоровью персонала и населения. Основными причинами аварийности являются ошибки проектирования и конструирования, нарушения технологической дисциплины при изготовлении, недостаточный контроль качества. Ошибки конструирования и проектирования, как правило, проявляются на первых изделиях. Нарушения технологической дисциплины при изготовлении и недостаточный контроль качества являются причиной основной массы отказов РКТ. Ускоренные темпы изготовления, незапланированные изменения технологического процесса, недостаточный объем экспериментальной отработки, стремление снизить производственные расходы приводят к отказам техники. При проектировании и изготовлении РКТ широко используется резервирование систем, однако не могут быть резервированы, например, количество запасов топлива и система электроснабжения (солнечные батареи), которые исчерпываются (деградируют) со временем и приводят в итоге к прекращению функционирования КА. Серьезность аварии определяется степенью резервирования систем РКТ, наличием резервных запасов топлива на КА. Анализ крупных аварий и катастроф показывает, что они, как правило, обусловлены наложением ряда отказов в элементах оборудования одновременно с неадекватными действиями персоналами. При этом аварии и катастрофы сопровождаются значительными материальными и финансовыми ущербами, гибелью людей и нанесением вреда окружающей природной среде. Кроме этого, аварии ракетно-космической техники могут повлечь тяжелые финансовые последствия для предприятий ракетно-космической промышленности, т.к. приводят к потере доверия у иностранных заказчиков и партнеров и, как следствие, к сокращению заказов и прекращению финансированию. Особенностью космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем и технологий. При этом космическая техника и используемые технологии могут являться источниками опасностей, представляющих угрозу здоровью и жизни обслуживающего персонала и населения, собственнику космической техники и потребителю результатов космической деятельности. Среди потенциальных опасностей РКТ и космической деятельности специалистами выделяются: 1) Персоналу расчетов подготовки и пуска ракет космического назначения (РКН) создается угроза жизни и здоровья, связанная с наличием опасных и вредных факторов механического, химического, теплового и иных видов воздействия со стороны элементов РКН; 2) Персоналу предприятий и организаций, осуществляющих разработку и создание РКТ, создается угроза жизни и здоровья, связанная с возникновением (проявлением) опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой технологических процессов производства и испытаний систем, агрегатов и узлов комплекса; 3) Собственникам РКТ и элементов инфраструктуры космодрома угрожает опасность невыполнения задачи (заказа), потери престижа, нанесения экономического ущерба вследствие нарушения персоналом технологической дисциплины (ошибок и несанкционированных действий); отказов, неисправностей и дефектов элементов РКТ и инфраструктуры; воздействия окружающей природной среды; 4) Системам и агрегатам РКТ и элементам инфраструктуры угрожает опасность возникновения поломок и аварий вследствие ошибок или несанкционированных действий персонала, ошибок проектирования и производства, а также вследствие воздействия окружающей природной среды; 5) Местному населению в районах производства, испытаний и эксплуатации РКТ и элементов инфраструктуры создается угроза жизни и здоровья, ухудшения характеристик (параметров) окружающей природной среды, нарушения комфортности и условий проживания, а также угроза нанесения материального и морального ущерба РКТ; 6) Объектам окружающей природной и антропогенной среды создается угроза загрязнения, нарушения биологического равновесия, экологических катастроф в результате возникновения аварийных ситуаций, а также опасность, связанная с накоплением отрицательных воздействий (кумулятивный эффект) в процессе штатного функционирования РКТ и связанных с ним элементов инфраструктуры космодрома. Таким образом, космическая деятельность характеризуется повышенным риском, большими имущественными ущербами при авариях и катастрофах на РКТ. К настоящему времени отечественными предприятиями и организациями, участвующими в разработке или эксплуатации космической техники и элементов космической инфраструктуры, накоплен значительный опыт в обеспечении безопасности этой техники и используемых технологий и материалов. Достигнуты высокие показатели безаварийности многих образцов космических средств, технологической дисциплины и безопасности пилотируемых полетов. Однако проблема обеспечения безопасности космической деятельности еще не решена в полной мере. В частности, ранее не предусматривались необходимые и достаточные меры против загрязнения окружающей среды, не учитывались в полной мере, как это предусмотрено современными нормативными актами, интересы собственника космической техники и элементов космической инфраструктуры, а также потребителя результатов космической деятельности. Одновременно с требованиями повышения качества и безопасности космической техники, повысились международные и отечественные законодательные требования по снижению вредного влияния космической деятельности на окружающую природную среду. Появились также новые требования, связанные с осуществлением коммерческой космической деятельности, которая должна оставаться под контролем государства. Вопросы обеспечения безопасности и управления рисками хозяйственной и космической деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности являются крайне актуальными, т.к. направлены на поиск путей снижения неблагоприятного влияния производственной и космической деятельности на имущество, имущественные интересы, а также окружающую среду и здоровье как обслуживающего персонала, так и населения в районах осуществления производственной и космической деятельности. В указанных условиях на предприятиях и организациях ракетно-космической промышленности необходимо применение новых методов организации производственно-хозяйственной, финансовой и маркетинговой деятельности. Применяемые способы, методы и средства должны предотвращать, снижать до минимальных пределов или компенсировать ущерб, возникающий, как в процессе штатной эксплуатации космической техники, так и при возникновении происшествий и ликвидации их последствий, при наименьших издержках обеспечивать возмещение производственных затрат в случае неудачи космической программы, снижать степень риска и влияния неблагоприятных последствий для участников космической деятельности. В связи с этим особую важность приобретает определение и реализация эффективных способов, методов и средств обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой, в частности, с использованием РКТ. Один из возможных способов повышения безопасности космической деятельности и компенсации потенциальных ущербов - это экономическая защита и управление рисками космических проектов и производственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности. В связи с расширением практики коммерческого создания и эксплуатации космических систем, выходом отечественных предприятий ракетно-космической промышленности на международный рынок, развитием коммерческой космической деятельности, значение вопросов повышения экономической защиты и управления рисками при реализации космических программ неуклонно повышается в силу значительной капиталоемкости космических проектов и неабсолютной надежности существующих изделий РКТ. Распространенным способом экономической защиты и управления риском является страхование. Начиная с 70-х гг. XX века за рубежом широкое распространение получило страхование, которое можно объединить в понятие "космическое страхование". В рамках космических программ страхование выступает средством защиты капиталовложений, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космической программы. Существует ряд возможностей управления рисками путем обеспечения страховой защиты субъектов рынка космических услуг, включающих как традиционные (например, страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий ракетно-космической промышленности, транспортировкой изделий РКТ, различного рода задержками и компенсациями убытков), так и специфические виды страховых услуг (например, страхование этапа выведения КА на рабочие орбиты). В связи с определенной спецификой развития российской системы управления рисками, обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники, до начала 90-х годов прошлого века в отечественной практике не использовались методы управления рисками космической деятельности на базе страхованияя. Лишь после начала рыночных реформ были созданы предпосылки, как для развития системы страхования, так и для внедрения страхования в ракетно-космической промышленности. Существование налаженной системы финансовых гарантий в лице страховых компаний способно обеспечить возмещение ущербов предприятиям и другим субъектам рыночных отношений в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на производственную деятельность и на выполнение различных коммерческих проектов. Страхование промышленных и космических рисков в России пока еще не получило должного развития. Это связано с недостатками законодательного обеспечения страховой деятельности, системы налогообложения, общим экономическим кризисом, отсутствием страховых традиций и опыта в проведении страхования. В работах разных исследователей отмечается, что современное положение дел на российском страховом рынке характеризуется низкими потенциальными возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков (в том числе и рисков космических проектов), что обусловлено: - недостаточным уровнем страховой культуры в обществе и отсутствием привычки к страхованию; - небольшими размерами уставных капиталов и отсутствием необходимых размеров страховых резервов; - недостатком опыта проведения страхования, включая оценку страхового риска, управление риском и оценку подлежащего возмещению ущерба; - недостаточно развитой страховой инфраструктурой, связанной с размещением страховых рисков среди нескольких страховых организаций и методологии расчета тарифов по нестандартным страховым рискам. Страхование может быть действенным экономическим инструментом (в том числе и в ракетно-космической промышленности) при условии решения следующих задач [2]: 1) более широкого развития всех отраслей и видов страхования; 2) оптимального сочетания добровольной и обязательной форм его проведения; 3) совершенствования механизма управления риском на всех стадиях; 4) включения в систему страховой защиты наиболее опасных и крупных рисков; 5) совершенствования всех условий страхования от установления оптимальных страховых сумм и тарифов - до полного и своевременного возмещения ущерба; 6) обеспечения безусловных правовых и финансовых гарантий выполнения страховыми компаниями их обязательств перед страхователями. Страхованию рисков деятельности предприятий ракетно-космической промышленности и космических рисков присущи все вышеуказанные особенности, однако данное страхование - одна из наиболее интересных отраслей страхования, интенсивно развивающаяся в РФ, подверженная постоянным изменениям и колебаниям. Страхованием охватываются риски, связанные с подготовкой и запуском РКН, а также орбитальной эксплуатацией КА. Высокие значения страховых сумм с одной стороны, и относительно низкая частота страховых случаев при использовании отечественной РКТ, с другой, - делают эту область страхования привлекательной для страховщиков. Страхование космических рисков относится к одним из наиболее сложных для российских страховых компаний в силу того, что: -данное страхование является нетрадиционным для отечественного страхового рынка; -наличие незначительных объемов финансовых средств страховщиков обусловливает необходимость сострахования, объединениия страховщиков в страховые пулы и передачи рисков в перестрахование. При этом в покрытии риска могут участвовать до 30-50 отечественных компаний; -незначительная емкость отечественного рынка космического страхования, которая оценивается величиной 3-5 млн.долл., что составляет менее 1% емкости мирового рынка страхования космических рисков, приводит к зависимости от международного рынка страхования космических рисков; -возможный потенциальный ущерб, подлежащий компенсации страховщиком, настолько велик, что вызывает необходимость перестрахования у зарубежных перестраховщиков. Несмотря на то, что в страховании рисков космической деятельности в России существует комплекс проблем, обусловленных как низкими потенциальными возможностями отечественных страховщиков из-за отсутствия у них необходимых объемов страховых резервов, так и некоторыми особенностями национальной космической промышленности, имеется ряд примеров участия представителей отечественного страхового бизнеса в страховании космических проектов, которые представлены в таблице 1. Таблица 1. Некоторые космические проекты, застрахованные в РФ в 1996-2001 гг.
В настоящее время российские частные страховые компании активно предлагают услуги по космическому страхованию. Но в отличие от западных страховых компаний, гарантирующих клиентам широкую защиту, отечественные страховщики предоставляют меньший комплекс страховых услуг. Отметим также, что в РФ страховая сумма определяется исходя из тех средств, которые страхователь в состоянии потратить на страхование, а не из реальной стоимости затрат на космический проект. В РФ не много страховых компаний, занимающихся страхованием космических рисков, которые предлагают услуги по страхованию и перестрахованию: -наземного имущества и оборудования, зданий и сооружений; -ответственности предприятий перед третьими лицами; -имущества физических и юридических лиц; -транспорта и грузов; -строительно-монтажных рисков; -ответственности за причинение вреда объектами ракетно-космической техники; -пилотируемых космических полетов; -средств производства; -персонала предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, космонавтов; -РКТ на этапе производства. Предусматривается возмещение ущерба в результате повреждения или гибели изделия, несоблюдения сроков его изготовления; -РКТ на время транспортировки на территорию космодрома; -предпусковых рисков. Обеспечивается защита имущественных интересов на период выполнения операций на территории космодрома, направленных на осуществление пуска РКН, а как расширение страхового покрытия - возмещение расходов на осуществление повторного запуска; -выведения КА на орбиту. Предусматривается возмещение убытков, которые могут возникнуть вследствие полной или частичной гибели объекта страхования в случае неудачного запуска; -эксплуатации КА на орбите. Обеспечивается возмещение ущерба в случае гибели объекта страхования или непредвиденного сокращения срока его службы; -возвращаемых на поверхность Земли КА. Обеспечивается возмещение ущерба в случае гибели объекта страхования или потери находящихся на борту полезного груза или информации; -гражданской ответственности перед третьими лицами. Предусматривается возмещение сумм, которые участники проекта в силу закона обязаны выплатить за причиненный вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате осуществления космической деятельности; -финансовых и политических рисков инвесторов, готовых вкладывать средства в космические проекты с использованием российской РКТ. В большинстве случаев вопрос о возможности страхования финансовых и политических рисков носит решающий характер для жизнеспособности того или иного космического проекта; -рисков неплатежей иностранных заказчиков продукции и услуг космической деятельности. В размещении крупных рисков отечественных страхователей на международном рынке космического страхования, как правило, участвуют международные брокеры. В то же время, необходимо отметить, что институт российских брокеров, специализирующихся на космическом страховании, в России пока не получил развития. По мнению специалистов причинами этого являются [5]: -ограниченное страховое поле их деятельности; -отсутствие должной поддержки со стороны страхователей и страховщиков; -налоговое бремя, применяемое к брокерам-посредникам. В связи с этим на отечественном рынке космического страхования получила применение схема страхования с использованием координатора-перестраховщика. Жизненность этой схемы была подтверждена при реализации ряда крупных международных проектов, в том числе и с выполнением обязательств по выплате возмещения. Реализация такой схемы позволяет обеспечить сочетание контролируемости процессов заключения и исполнения договоров страхования и перестрахования, оперативности решения вопросов, связанных со страховой защитой и единство страховой политики различных страховых компаний при обеспечении страховой защиты проектов. В связи с тем, что емкость российского страхового рынка не позволяет обеспечить полноценное страховое покрытие рисков космических проектов, в задачи координатора может входить размещение рисков среди зарубежных страховых и перестраховочных компаний с привлечением международных брокеров. Российское законодательство о страховании обязывает страхователей сотрудничать только с отечественными страховыми компаниями. Это закономерно с точки зрения защиты отечественных финансовых интересов и с позиции отношений между страхователем и страховщиком. Как отмечается некоторыми представителями страховых компаний, при этом особенно важны следующие аспекты [4]: -единство нормативно-правовой базы; -в России отсутствуют жесткие ценовые ограничения на изделия ракетно-космической техники и их комплектующие. Существует разница между рыночной и балансовой стоимостью, что приводит к трудностям при определении страховой суммы и возможного возмещения при страховом случае. Российским страховщикам гораздо проще разобраться в подобных проблемах с учетом действующего законодательства и интересов страхователя; -получение исков по регрессу. При сложившихся в настоящее время производственных отношениях между предприятиями-смежниками практически невозможно переложить ответственность за отказ изделий РКТ по кооперации предприятий-изготовителей. В процессе производства РКТ (от поставки отдельных узлов и систем до окончательной сборки) задействовано большое количество предприятий. В идеале они должны быть связаны между собой жесткими договорными обязательствами и отвечать за качество продукции перед предприятием-потребителем их услуг и продукции. При таком положении ответственность за отказ из-за выхода из строя комплектующего изделия перекладывается на его изготовителя, а ответственность за сборку и самостоятельно изготовленные изделия на страховщика. Таким образом, страховщики покрывают ответственность всех участников производства изделий РКТ - по такой схеме строятся взаимоотношения западных производителей и страховщиков. На российском рынке ситуация сложнее как в отношении контрактных обязательств между предприятиями-смежниками, так и в области страхования на каждом этапе. Часто страхование просто отсутствует. Невозможность передать ответственность при очевидной вине смежника приводит к дополнительным требованиям к страхованию. Перечисленные выше особенности космической деятельности, отечественной ракетно-космической промышленности и отечественного рынка страхования космических рисков, происходящие изменения существенным образом повысили значимость страхования как одного из видов экономической защиты космической и хозяйственной деятельности предприятий и организаций отечественной ракетно-космической промышленности. Так, в частности, одним из основных вопросов для многих форм инвестиций является вопрос обеспечения страховой защиты от неблагоприятного влияния различных рисков. Таким образом, несмотря на имеющиеся примеры и опыт страхового обеспечения космической деятельности в РФ развитие теоретической и практической базы управления рисками, в том числе через страхование, крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий и орагнизаций ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации отечественной космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала. Цель исследования и решения проблемы организации управления рисками хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности и космических проектов на базе механизма страхования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа отечественной и зарубежной теории и практики управления рисками, страхования, надежности и безопасности технических систем разработать научно-методические основы организации управления рисками хозяйственной деятельности и космических проектов предприятий отечественной ракетно-космической промышленности на основе страхования и выработать соответствующие рекомендации. Для достижения поставленной цели должны быть сформулированы и решены следующие основные задачи: -проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация существующих подходов к управлению рисками хозяйственной деятельности, создания и эксплуатации изделий ракетно-космической техники; -проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация рисков предприятий и организаций ракетно-космической промышленности и космических проектов; -проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация нормативно-правовых основ промышленной безопасности и страхования; -проведено исследование и анализ состояния, особенностей, специфики и тенденций рынка космического страхования; -проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация методов оценки рисков хозяйственной и космической деятельности предприятий ракетно-космической промышленности; -разработаны схемы и условия страховой защиты космических проектов и хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности; -разработаны вопросы организации страхования рисков космических проектов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности; -разработаны методические основы управления рисками предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при осуществлении космической деятельности с использованием возможностей страхования; -разработана система организации экономической защиты предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при осуществлении ими хозяйственной и космической деятельности.
(с сокращениями)
Д.А. Медведчиков
Список использованной литературы 1. Закон “О космической деятельности” от 29.11.1996 г. №5663-1. 2. Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела. - Сп-Пб.: Издательство СПбГУЭФ, Издательский дом “Бизнес-пресса”, 1999. 3. Страхование космических рисков. Справочное пособие под редакцией В.Б. Николаева и В.С.Шутова. - М.: Русь-Фильм, 1997. 4. Яшков В., Агафонов А., Большаков К. Ингосстрах: страхование ответственности товаропроизводителей. - М.: Aerospace Journal, 1997, January-February. 5. Цысь А., Цариков А. Современное развитие космического страхования в России. - М.: “Страховое дело”, 1997, №-6. 6. Яковенко А.В. Современные космические проекты. Международно-правовые проблемы. -М.: Международные отношения, 2000.
|