Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Роль страхования в космической деятельности Российской Федерации

Страховое дело.- №10.- 2002.- с.29-38.

Согласно Закону РФ «О космической деятельности» [1] под космической деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.


К космической деятельности относятся: научные космические исследования; космическая связь, в том числе теле- и радиовещание с использованием космических систем; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование космических навигационных и топографических систем; пилотируемые космические полеты; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники».


В соответствии с Законом космическая деятельность включает создание (в том числе разработку, изготовление, испытания), а также использование и передачу космической техники, космической технологии, иной продукции и услуг, необходимых для ее осуществления.


Под ракетно-космической техникой (РКТ) понимается совокупность орбитальных средств, средств подготовки, выведения и управления КА, а также технических средств, обеспечивающих их эксплуатацию.


К космическим средствам Закон относит: ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА), разгонные блоки (РБ), технологическое оборудование стартовых и технических комплексов, баз хранения, средства измерительных комплексов, средства управления КА, средства посадочных и поисково-спасательных комплексов.


Законом «О космической деятельности» устанавливает, что наземные и иные объекты космической инфраструктуры РФ включают:


-космодромы, стартовые комплексы (СК) и пусковые установки;


-командно-измерительные комплексы;


-центры и пункты управления полетами космических объектов;


-пункты приема, хранения и переработки информации;


-базы хранения космической  техники;


-районы падения отделяющихся частей космических объектов;


-полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы;


-объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;


-центры и оборудование для подготовки космонавтов;


-другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической  деятельности.


К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования наземных и иных объектов космической инфраструктуры.


Для управления полетами КА РФ обладает наземным автоматизированным комплексом.


Законом «О космической деятельности» определяется, что финансирование космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях из средств бюджета осуществляется на основании Федеральной космической программы целевым назначением через государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами. Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства, если это не противоречит целям космического проекта.


Согласно Закону, государственный заказ на создание космической техники формируется и размещается на основе Федеральной космической программы, долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники, а работы по государственному заказу осуществляются в соответствии с техническим заданием, утвержденным государственным заказчиком, которое является основанием для заключения государственного контракта между государственным заказчиком и исполнителем работ.


Эксплуатация космической техники осуществляется собственником такой техники либо другими организациями и гражданами по договору с собственником.


Управление космическими полетами на всех этапах от запуска до завершения полета осуществляют организации, эксплуатирующие наземные и иные объекты космической инфраструктуры.


Космическая деятельность в России осуществляется по двум основным направлениям:

-выполнение Федеральной космической программы по государственным заказам;

-оказание услуг на коммерческой основе для отечественных и иностранных заказчиков.


Космическая деятельность направлена на повышение эффективности решения задач эко­номического характера, обеспечение национальной безопасности государства и способствует развитию отечественной науки и техники.


Ракетно-космическая промышленность является одной из наиболее сложных и наукоемких отраслей машиностроения. В ней широко используются межотраслевые поставки, в которых участвуют почти все отрасли народного хозяйства.


Для ракетно-космической промышленности в целом характерны следующие особенности:


-широкая внутриотраслевая и межотраслевая кооперация, большое число соисполнителей в процессе проектирования, изготовления и испытаний изделий ракетно-космической техники;

-малая серийность изделий в производстве;


-разнообразие и сложность технологических процессов, требующих проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;


-непрерывное повышение требований к качеству, надежности, ресурсу изделий, а также к культуре производства;


-сложность, уникальность и высокая стоимость изделий.


Разработка РКТ характеризуется высокой наукоемкостью, значительной трудоемкостью, длительными сроками разработки и проведения испытаний. Кроме того, требуется постоянное поддержание функционирования и развития дорогостоящих уникальных стендов, специальных  комплексов и сложнейшего оборудования.


Кроме этого, в современных условиях появились новые факторы, оказывающие значительное влияние на осуществление космической и производственной деятельности предприятиями и организациями ракетно-космической промышленности:


-недостаток государственного финансирования;


-существенное изменение структуры, сроков и объемов ассигнований космической отрасли России, в том числе на мероприятия по обеспечению безопасности, что может повлечь снижение эксплуатационно-технических характеристик изделий ракетно-космической техники, элементов космической инфраструктуры;


-постоянная инфляция;


-кардинальное изменение геополитической обстановки, связанное с суверенитетом РФ и необходимостью выполнения РФ международных договоров и соглашений по использованию и освоению космического пространства;


-усиление конкуренции в космической деятельности и значительное расширение в последние годы рынка коммерческих космических услуг;


-изменения правового пространства, регламентирующего космическую деятельность в РФ, связанные, в частности, с изменением структуры объектов и субъектов обеспечения безопасности космической деятельности, расширением прав юридических и физических лиц, осуществляющих эту деятельность;


-повышение международных и российских законодательных требований по снижению неблагоприятного воздействия космической деятельности;


-нарушение существовавшей ранее кооперации разработчиков, производителей изделий ракетно-космической техники, элементов космической инфраструктуры и эксплуатирующих организаций;


-коммерциализация космической деятельности.


На современном этапе развития страны появились новые экономические условия осуществления космической деятельности: отсутствие государственных гарантий возмещения ущербов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности  при выполнении космических проектов и осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, разгосударствление и самостоятельность части предприятий ракетно-космической промышленности, выполнение не только государственных, но и коммерческих контрактов, участие в космической деятельности предприятий промышленности и организаций с различными организационно-правовыми формами, расширение круга участников космической деятельности - отечественные и иностранные предприятия ракетно-космической промышленности, страховые компании, банки, частные инвесторы и физические лица из разных стран.


Появились новые формы космической деятельности, такие как космический туризм, созданы совместные с иностранными фирмами компании по предоставлению услуг на международном космическом рынке (компании  Starsem, Sea Launch, ILS,  Eurockot и другие). Продукция отечественной ракетно-космической промышленности завоевала признание на международном рынке и используется в зарубежных изделиях ракетно-космической техники (например, российские двигатели применены на американской ракете-носителе “Атлас”).


Иностранные инвестиции в изделия ракетно-космической техники и деятельность отечественных предприятий ракетно-космической промышленности стали важным фактором появления новых рыночных структур, использования иностранного опыта организации финансовых отношений и управления.


Одна из основных тенденций, свидетельствующих об успешном развитии космической техники, заключается в повышении уровня коммерциализации некоторых прикладных разработок и возникновении процесса приватизации. Задействованные в этой связи предпринимательские усилия и деловой подход частного сектора дают новый толчок развитию космических прикладных разработок.


В то же время расширение рынка стимулировало реализацию новых инициатив и расширение инвестиций в разработку новых технологий. Предприятия государственного сектора заключают партнерские соглашения с частным сектором на различных этапах процесса исследований и разработок, что обеспечивает эффективное использование ресурсов обоих партнеров и содействует проведению коммерческой деятельности с высоким экономическим потенциалом.


Однако, сотрудничество сопровождается и ростом коммерческой конкуренции.


В то же время, ракетно-космическая промышленность и космическая деятельность относятся к опасным  видам человеческой  деятельности.


На раннем этапе развития ракетно-космической техники основное внимание уделялось созданию собственно объектов техники. По мере появления все более современных и мощных ракетно-космических комплексов, увеличения частоты запусков, накопления опыта эксплуатации ракетно-космической техники и осуществления космической деятельности постепенно пришло понимание, что и ракетно-космическая техника и космическая деятельность способна оказывать влияние на окружающую природную среду, приводить к значительным материальным и финансовым ущербам при авариях и катастрофах, наносить вред жизни и здоровью персонала и населения.


Основными причинами аварийности являются ошибки проектирования и конструирования, нарушения технологической дисциплины при изготовлении, недостаточный контроль качества. Ошибки конструирования и проектирования, как правило, проявляются на первых изделиях.


Нарушения технологической дисциплины при изготовлении и недостаточный контроль качества являются причиной основной массы отказов РКТ. Ускоренные темпы изготовления, незапланированные изменения технологического процесса, недостаточный объем экспериментальной отработки, стремление снизить производственные расходы приводят к отказам техники.


При проектировании  и изготовлении РКТ широко используется резервирование систем, однако не могут быть резервированы, например, количество запасов топлива и система электроснабжения (солнечные батареи), которые исчерпываются (деградируют) со временем и приводят в итоге к прекращению функционирования КА. Серьезность аварии определяется степенью резервирования систем РКТ, наличием резервных запасов топлива на КА.


Анализ крупных аварий и катастроф показывает, что они, как правило,  обусловлены наложением ряда отказов в элементах оборудования одновременно с неадекватными действиями персоналами.  При этом аварии и катастрофы сопровождаются значительными материальными и финансовыми ущербами, гибелью людей и нанесением вреда окружающей природной среде.


Кроме этого, аварии ракетно-космической техники могут повлечь тяжелые финансовые последствия для предприятий ракетно-космической промышленности, т.к. приводят к потере доверия у иностранных заказчиков и партнеров и, как следствие, к  сокращению заказов и прекращению финансированию.


Особенностью космической деятельности является использование уникального оборудования, дорогостоящих образцов космической техники, сложных наземных и орбитальных систем и технологий. При этом космическая техника и ис­пользуемые технологии могут являться источниками опасностей, представляющих угрозу здо­ровью и жизни обслуживающего персонала и населения, собственнику космической техники и потребителю результатов космической деятельности.


Среди потенциальных  опасностей  РКТ и космической деятельности  специалистами выделяются:


1) Персоналу расчетов подготовки  и пуска ракет космического назначения (РКН) создается угроза жизни и здоровья, связанная с наличием опасных и вредных факторов механического, химического, теплового и иных видов воздействия со стороны элементов РКН;


2) Персоналу предприятий и организаций, осуществляющих разработку и создание РКТ, создается угроза жизни и здоровья, связанная с возникновением (проявлением) опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой технологических процессов производства и испы­таний систем, агрегатов и узлов комплекса;


3) Собственникам РКТ и элементов инфраструктуры космодрома угрожает опасность невыполнения задачи (заказа), потери престижа, нанесения экономического ущерба вследствие нарушения персоналом технологической дисциплины (ошибок и несанкционированных дейст­вий); отказов, неисправностей и дефектов элементов РКТ и инфраструктуры; воздействия окру­жающей природной среды;


4) Системам и агрегатам РКТ и элементам инфраструктуры угрожает опасность возник­новения поломок и аварий вследствие ошибок или несанкционированных действий персонала, ошибок проектирования и производства, а также вследствие воздействия окружающей природ­ной среды;


5) Местному населению в районах производства, испытаний и эксплуатации РКТ и эле­ментов инфраструктуры создается угроза жизни и здоровья, ухудшения характеристик (пара­метров) окружающей природной среды, нарушения комфортности и условий проживания, а также угроза нанесения материального и морального ущерба РКТ;


6) Объектам окружающей природной и антропогенной среды создается угроза загрязне­ния, нарушения биологического равновесия, экологических катастроф в результате возникнове­ния аварийных ситуаций, а также опасность, связанная с накоплением отрицательных воздейст­вий (кумулятивный эффект) в процессе штатного функционирования РКТ и связанных с ним элементов инфраструктуры космодрома.


Таким образом, космическая деятельность характеризуется повышенным риском, большими имущественными ущербами при авариях и катастрофах на РКТ.


К настоящему времени отечественными предприятиями и организациями, участвующими в разработке или эксплуатации космической техники и элементов космической инфраструктуры, накоплен значительный опыт в обеспечении безопасности этой техники и используемых технологий и материалов. Достигнуты высокие показатели безаварийности многих образцов космических средств, технологической дисциплины и безопасности пилотируемых полетов. Однако проблема обеспечения безопасности космической деятельности еще не решена в полной мере. В частности, ранее не предусматривались необходимые и достаточные меры против загрязнения окружающей среды, не учитывались в полной мере, как это предусмотрено современными нормативными актами, интересы собственника космической техники и элементов космической инфраструктуры, а также потребителя результатов космической деятельности.


Одновременно с требованиями повышения качества и безопасности космиче­ской техники, повысились международные и отечественные законодательные требования по снижению вред­ного влияния космической деятельности на окружающую природную среду. Появились также новые требования, связанные с осуществлением коммерческой космической деятельности, которая должна оставаться под контролем государства.


Вопросы обеспечения безопасности и управления рисками  хозяйственной и космической деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности являются крайне актуальными, т.к. направлены на поиск путей снижения неблагоприятного влияния производственной и космической деятельности на имущество, имущественные интересы, а также окружающую среду и здоровье как обслуживающего персонала, так и населения в районах осуществления производственной и космической деятельности.


В указанных условиях на предприятиях и организациях ракетно-космической промышленности необходимо применение новых методов организации производственно-хозяйственной, финансовой и маркетинговой деятельности.


Применяемые способы, методы и средства должны предотвращать, снижать до минимальных пределов или компенсировать ущерб, возникающий, как в процессе штатной экс­плуатации космической техники, так и при возникновении происшествий и ликвидации их по­следствий, при наименьших издержках обеспечивать возмещение производственных затрат в случае неудачи космической программы, снижать степень риска и влияния неблагоприятных последствий для участников космической деятельности.


В связи с этим особую важность приобретает определение и реализация эффективных способов, методов и средств обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой, в частности, с использованием РКТ.


Один из возможных способов повышения безопасности космической деятельности и компенсации потенциальных ущербов - это экономическая защита и управление рисками космических проектов и производственной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности.


В связи с расширением практики коммерческого создания и эксплуатации космических систем, выходом отечественных предприятий ракетно-космической промышленности на международный рынок,  развитием коммерческой космической деятельности, значение вопросов повышения экономической защиты и управления рисками при реализации космических программ неуклонно повышается в силу значительной капиталоемкости космических проектов и неабсолютной  надежности существующих изделий РКТ.


Распространенным способом экономической защиты и управления риском является страхование. Начиная с 70-х гг. XX века за рубежом широкое распространение получило страхование, которое можно объединить в понятие "космическое страхование". В рамках космических программ страхование выступает средством защиты капиталовложений, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космической программы.


Существует ряд возможностей управления рисками путем обеспечения страховой защиты субъектов рынка космических услуг, включающих как традиционные (например, страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий ракетно-космической промышленности, транспортировкой изделий РКТ, различного рода задержками и компенсациями убытков), так и специфические виды страховых услуг (например, страхование этапа выведения КА на рабочие орбиты).


В связи с определенной спецификой развития российской системы управления рисками, обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники, до начала 90-х годов прошлого века в отечественной практике не использовались методы управления рисками космической деятельности на базе страхованияя. Лишь после начала рыночных реформ были созданы предпосылки, как для развития системы страхования, так и для внедрения страхования в ракетно-космической промышленности.


Существование налаженной системы финансовых  гарантий  в лице страховых компаний способно обеспечить возмещение ущербов предприятиям и другим субъектам рыночных отношений в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на производственную деятельность и на выполнение различных коммерческих проектов.


Страхование промышленных и космических рисков в России пока еще не получило должного развития. Это связано с недостатками законодательного обеспечения страховой деятельности, системы налогообложения, общим экономическим кризисом, отсутствием страховых традиций и опыта в проведении страхования.


В работах разных исследователей отмечается, что современное положение дел на рос­сийском страховом рынке характеризу­ется низкими потенциаль­ными возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков (в том числе и рисков космических проектов), что обусловлено:


- недостаточным уровнем страховой культуры в обществе и отсутствием привычки к страхованию;


- небольшими размерами уставных капиталов и отсутствием необходимых размеров страховых резервов;


- недостатком опыта проведения страхования, вклю­чая оценку страхового риска, управле­ние риском и оценку подлежащего возме­щению ущерба;


- недостаточно развитой страхо­вой инфраструктурой, связанной с разме­щением страховых рисков среди несколь­ких страховых организаций и мето­дологии расчета тарифов по нестан­дартным страховым рискам.


Страхование может быть действенным экономическим инструментом (в том числе и в ракетно-космической промышленности) при условии решения следующих задач [2]:


1) более широкого развития всех отраслей и видов страхования;


2) оптимального сочетания добровольной и обязательной форм его проведения;


3) совершенствования механизма управления риском на всех стадиях;


4)  включения в систему страховой защиты наиболее опасных и крупных рисков;


5) совершенствования всех условий страхования от установления оптимальных страховых сумм и тарифов - до полного и своевременного возмещения ущерба;


6) обеспечения безусловных правовых и финансовых гарантий выполнения страховыми  компаниями их обязательств перед страхователями.


Страхованию рисков деятельности предприятий ракетно-космической промышленности и космических рисков присущи все вышеуказанные особенности, однако данное страхование - одна из наиболее интересных отраслей страхования, интенсивно развивающаяся в РФ, подверженная постоянным изменениям и колебаниям. Страхованием охватываются риски, связанные с подготовкой и запуском РКН, а также орбитальной эксплуатацией КА.


Высокие значения страховых сумм с одной стороны, и относительно низкая частота страховых случаев при использовании отечественной РКТ, с другой, -  делают эту область страхования  привлекательной  для страховщиков.


Страхование космических рисков относится к одним из наиболее сложных для российских страховых компаний в силу того, что:


-данное страхование является нетрадиционным для отечественного страхового рынка;


-наличие  незначительных объемов финансовых средств страховщиков обусловливает необходимость сострахования, объединениия страховщиков в страховые пулы и передачи рисков в перестрахование. При этом в покрытии риска могут участвовать до 30-50 отечественных компаний;


-незначительная емкость отечественного рынка космического страхования, которая  оценивается величиной 3-5 млн.долл., что составляет менее 1% емкости мирового рынка страхования космических рисков, приводит к зависимости от международного рынка страхования космических рисков;


-возможный потенциальный ущерб, подлежащий компенсации страховщиком, настолько велик, что вызывает необходимость  перестрахования у зарубежных перестраховщиков.


Несмотря на то, что в страховании рисков космической деятельности в России существует комплекс проблем, обусловленных как низкими потенциальными возможностями отечественных страховщиков из-за отсутствия у них  необходимых   объемов страховых  резервов, так и некоторыми особенностями национальной космической промышленности, имеется ряд примеров участия представителей отечественного страхового бизнеса в страховании космических проектов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Некоторые космические проекты, застрахованные в РФ в 1996-2001 гг.

№ п/п

Страховой риск

Объект страхования

1.

Страхование полной гибели либо повреждения ракет космического назначения (РКН)  на этапе предстартовой подготовки и запуска  РКН «Протон» с  КА:  «Астра-1Н», «Темпо», «ЛМТ-1», «ЛМТ-2», «ЛМТ-9», «Хьюз-1А», «Хьюз-2», «Хьюз-3», «Гаруда-1», «Лорал-4», «Лорал-5», «Гэлакси-4Р», «Галс-12», «Астра-1Р», «Инмарсат-3», «Телстар-5», «Иридиум-1», «Панамсат-5», «Иридиум-2», «Купон», «Астра-1G», «Азиасат-3», «Иридиум-3», «Экостар-4», ФГБ «Заря», «Радуга-1», «Телстар-6», «Азиасат-3С», «Нимик», «Глонасс», «Панамсат-8», «Радуга», «Сесат», «Радуга-Бриз», «Ямал», «Экспресс-А», «Гаруда-1», «Экспресс-А2», «Горизонт», «СД-Радио-1», «Космос-2371», Служебный модуль «Звезда» и другими

РН «Протон»

2.

Страхование полной гибели либо повреждения РКН «Союз» и «Молния» на этапе предстартовой подготовки и запуска РКН с  КА:  «Cпин-2-96», «Спин-2-98», «Глобалстар», «Ресурс-Ф1М», «Фотон», «Фотон-11», «Кластер», «Космос-2370» и других,  с космическими кораблями (КК) «Союз» и «Прогресс»

РН «Союз»

РН  «Молния»

3.

Страхование полной гибели либо повреждения РКН «Космос»» на этапе предстартовой подготовки и запуска РКН с  КА: «Унамсат В», «Файсат», «Надежда», «Астрид», «Абриксас», «Мегсат», «Квикберд», «Надежда», «Снап-1», «Цинхуа-1» и других

РН «Космос»

4.

Страхование полной гибели либо повреждения РКН «Зенит» на этапе предстартовой подготовки и запуска РКН с  КА: «Ресурс-01», «Глобалстар», «Метеор-3М», «Океан-О», «Космос» и других

РН «Зенит»

5.

Страхование полной гибели либо повреждения РКН «Старт» на этапе предстартовой подготовки и запуска РКН с  КА: «Зея», «Эрлиберд», «Эрлиберд-2»

РН «Старт»

6.

Полная гибель либо повреждение при орбитальном полете КА «Горизонт», «Экран», «Купон», «Спин», «Экспресс» и других, КК «Союз» и «Прогресс», орбитального комплекса «Мир»

КА, КК, орбитальный комплекс «Мир»

7.

Страхование ответственности перед третьими лицами при предстартовой подготовке и запуске РКН с КА «Купон», «Эрлиберд», «Глобалстар (РН «Зенит»)», «Глобалстар» (РН «Союз»), «Абриксас» и другими

Ответственность перед третьими лицами

8.

Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб в районах падения отделяемых частей ракета-носитель и при сведении с орбиты орбитального комплекса «Мир»

Ответственность перед третьими лицами

9.

Страхование стартовых комплексов ракет-носителей «Зенит», «Союз», «Протон», «Космос» и других

стартовые комплексы

10.

Страхование жизни и здоровья космонавтов и персонала объектов наземной космической инфраструктуры

жизнь и здоровье космонавтов и персонала

       


В настоящее время российские частные страховые компании активно предлагают услуги по космическому страхованию. Но в отличие от западных страховых компаний,    гарантирующих    клиентам     широкую      защиту,    отечественные страховщики предоставляют  меньший комплекс страховых услуг.


Отметим также, что в РФ страховая сумма определяется исходя из тех средств, которые страхователь в состоянии потратить на страхование, а не из реальной стоимости затрат на космический проект.


В РФ не много страховых компаний, занимающихся страхованием космических рисков, которые предлагают услуги по страхованию и перестрахованию:


-наземного имущества и оборудования, зданий и сооружений;


-ответственности предприятий перед третьими лицами;


-имущества физических и юридических лиц;


-транспорта и грузов;


-строительно-монтажных рисков;


-ответственности за причинение вреда объектами ракетно-космической техники;


-пилотируемых космических полетов;


-средств производства;


-персонала предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, космонавтов;


-РКТ на этапе производства. Предусматривается возмещение ущерба в результате повреждения или гибели изделия, несоблюдения сроков его изготовления;


-РКТ на время транспортировки на территорию космодрома;


-предпусковых рисков. Обеспечивается защита имущественных интересов на период выполнения операций на территории космодрома, направленных на осуществление пуска РКН, а как расширение страхового покрытия - возмещение расходов на осуществление повторного запуска;


-выведения КА на орбиту. Предусматривается возмещение убытков, которые могут возникнуть вследствие полной или частичной гибели объекта страхования в случае неудачного запуска;


-эксплуатации КА на орбите. Обеспечивается возмещение ущерба в случае гибели объекта страхования или непредвиденного сокращения срока его службы;


-возвращаемых на поверхность Земли КА. Обеспечивается возмещение ущерба в случае гибели объекта страхования или потери находящихся на борту полезного груза или информации;


-гражданской ответственности перед третьими лицами. Предусматривается возмещение сумм, которые участники проекта в силу закона обязаны выплатить за причиненный вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате осуществления космической деятельности;


-финансовых и политических рисков инвесторов, готовых вкладывать средства в космические проекты с использованием российской РКТ. В большинстве случаев вопрос о возможности страхования финансовых и политических рисков носит решающий характер для жизнеспособности того или иного космического проекта;


-рисков неплатежей иностранных заказчиков продукции и услуг космической деятельности.


В размещении крупных  рисков отечественных страхователей на международном рынке космического страхования, как правило,  участвуют международные брокеры. В то же время, необходимо отметить, что институт российских брокеров, специализирующихся на космическом страховании, в России пока не получил развития.


По мнению специалистов причинами этого являются [5]:


-ограниченное страховое поле их деятельности;


-отсутствие должной поддержки со стороны страхователей и страховщиков;


-налоговое бремя, применяемое к брокерам-посредникам.


В связи с этим на отечественном рынке космического страхования получила применение схема страхования с использованием координатора-перестраховщика. Жизненность этой схемы была подтверждена при реализации ряда крупных международных проектов, в том числе и с выполнением обязательств по выплате возмещения.


Реализация такой схемы позволяет обеспечить сочетание контролируемости процессов заключения и исполнения договоров страхования и перестрахования, оперативности решения вопросов, связанных со страховой защитой  и единство страховой политики различных страховых компаний при обеспечении страховой защиты проектов. В связи с тем, что емкость российского страхового рынка не позволяет обеспечить полноценное страховое покрытие рисков космических проектов, в задачи координатора может входить размещение рисков среди зарубежных страховых и перестраховочных компаний с привлечением международных брокеров.


Российское законодательство о страховании обязывает страхователей сотрудничать только с отечественными страховыми компаниями. Это закономерно с точки зрения защиты отечественных финансовых интересов и с позиции отношений между страхователем и страховщиком. Как отмечается некоторыми представителями страховых компаний, при этом особенно важны следующие аспекты [4]:


-единство нормативно-правовой базы;


-в России отсутствуют жесткие ценовые ограничения на изделия ракетно-космической техники и их комплектующие. Существует разница между рыночной и балансовой стоимостью, что приводит к трудностям при определении страховой суммы и возможного возмещения при страховом случае. Российским страховщикам гораздо проще разобраться в подобных проблемах с учетом действующего законодательства и интересов страхователя;


-получение исков по регрессу. При сложившихся в настоящее время производственных отношениях между предприятиями-смежниками практически невозможно переложить ответственность за отказ изделий РКТ по кооперации предприятий-изготовителей. В процессе производства РКТ (от поставки отдельных узлов и систем до окончательной сборки) задействовано большое количество предприятий.


В идеале они должны быть связаны между собой жесткими договорными обязательствами и отвечать за качество продукции перед предприятием-потребителем их услуг и продукции. При таком положении ответственность за отказ из-за выхода из строя комплектующего изделия перекладывается на его изготовителя, а ответственность за сборку и самостоятельно изготовленные изделия на страховщика. Таким образом, страховщики покрывают ответственность всех участников производства изделий РКТ - по такой схеме строятся взаимоотношения западных производителей и страховщиков. На российском рынке ситуация сложнее как в отношении контрактных обязательств между предприятиями-смежниками, так и в области страхования на каждом этапе. Часто страхование просто отсутствует. Невозможность передать ответственность при очевидной вине смежника приводит к дополнительным требованиям к страхованию.


Перечисленные выше особенности космической деятельности, отечественной ракетно-космической промышленности и отечественного рынка страхования космических рисков,  происходящие изменения существенным образом повысили значимость страхования как одного из видов экономической защиты космической и хозяйственной деятельности предприятий и организаций отечественной ракетно-космической промышленности. Так, в частности, одним из основных вопросов для многих форм инвестиций является вопрос обеспечения страховой защиты от неблагоприятного влияния различных рисков.


Таким образом, несмотря на имеющиеся примеры и опыт страхового обеспечения космической деятельности в РФ развитие теоретической и практической базы  управления рисками, в том числе через страхование, крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий и орагнизаций ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации отечественной космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала.


Цель исследования и решения проблемы организации управления рисками хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности и космических проектов на базе механизма страхования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа отечественной и зарубежной теории и практики управления рисками, страхования, надежности и безопасности технических систем разработать научно-методические основы организации управления рисками  хозяйственной деятельности и космических проектов предприятий отечественной ракетно-космической промышленности на основе страхования и выработать соответствующие рекомендации.


Для достижения поставленной цели должны быть сформулированы и решены следующие основные задачи:


-проведено  исследование,  анализ,  обобщение  и  систематизация  существующих подходов к управлению рисками хозяйственной деятельности, создания и эксплуатации изделий ракетно-космической техники;


-проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация рисков предприятий и организаций ракетно-космической промышленности и космических проектов;


-проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация нормативно-правовых основ промышленной безопасности и страхования;


-проведено исследование и анализ состояния, особенностей, специфики и тенденций рынка космического страхования;


-проведено исследование, анализ, обобщение и систематизация методов оценки рисков хозяйственной и космической деятельности предприятий ракетно-космической промышленности;


-разработаны схемы и условия страховой защиты космических проектов и хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности;


-разработаны вопросы организации страхования рисков космических проектов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности;


-разработаны методические основы управления рисками предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при осуществлении космической деятельности с использованием возможностей страхования;


-разработана система организации экономической защиты предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при осуществлении ими хозяйственной и космической деятельности.


(с сокращениями)

Д.А. Медведчиков


Список использованной литературы

1. Закон “О космической деятельности” от 29.11.1996 г. №5663-1.

2. Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела. - Сп-Пб.: Издательство СПбГУЭФ, Издательский дом “Бизнес-пресса”, 1999.

3. Страхование космических рисков. Справочное пособие под редакцией В.Б. Николаева и В.С.Шутова. -  М.: Русь-Фильм, 1997.

4. Яшков В., Агафонов А., Большаков К. Ингосстрах: страхование ответственности товаропроизводителей. - М.: Aerospace Journal, 1997, January-February.

5. Цысь А., Цариков А. Современное развитие космического страхования в России. - М.: “Страховое дело”, 1997, №-6.

6. Яковенко А.В. Современные космические проекты. Международно-правовые проблемы. -М.: Международные отношения, 2000.

 

 

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Особенности и виды перестрахования
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 14 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2021 Космическое страхование.