Международные правовые акты, регламентирующие страхование космической деятельности |
Страховое дело. - №1.–2003.-с.34-39.
При осуществлении страхования космических проектов с участием иностранных партнеров необходимо учитывать положения законодательных и нормативно-правовых документы стран-участников проектов.
На сегодняшний день в РФ осуществляется ряд крупных международных космических проектов, таких как создание и эксплуатация Международной космической станции, «Морской старт», «Аврора» и другие. 29 января 1998 г. было подписано Соглашение между правительствами Канады, государств-членов Европейского космического агентства, Японии, РФ и США по сотрудничеству по международной космической станции гражданского назначения. На сегодняшний день сложилась определенная система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции как в космосе, так и на Земле. Компания «Морской старт» образована для осуществления коммерческих запусков космических аппаратов со стартовой платформы морского базирования. Участники проекта: компания “Боинг” (США), Ракетно-космическая корпорация “Энергия” (Россия), судостроительная фирма “Кварнер” (Норвегия) и НПО “Южное” (Украина). “Морской старт” является частной международной компанией, зарегистрированной на Каймановых островах. Деятельность компании осуществляется в соответствии с международным космическим правом (Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела и Конвенции об ответственности, Конвенции ООН по морскому праву, Конвенцией 1975 о регистрации), Законом по космосу 1986 г. Великобритании, которой принадлежат Каймановы острова, с национальным законодательством США (Законом о коммерческих запусках в космос 1984 г. с поправками 1994 г.). Проект «Аврора» предполагает создание коммерческого космодрома на острове Рождества (Австралия) и предоставление услуг по запуску космических аппаратов с использованием российской ракеты-носителя «Аврора». Значительное количество международных проектов обусловливает необходимость рассмотрения соответствующих документов зарубежных стран с точки зрения требований по страхованию. Основополагающие требования по международной ответственности государств, участвующих в космической деятельности, содержатся в «Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Договор по космосу) от 10 октября 1967 года и «Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 марта 1972 года. В первую очередь следует отметить, что если по общему международному праву государство не несет ответственности за действия своих юридических и физических лиц, которые не действуют от имени или по поручению государства, то международно-правовая ответственность по космическому праву имеет следующие особенности: 1. Договором по космосу установлено, что государство несет международную ответственность за национальную деятельность в космосе независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а запускающее государство несет международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, 2. Материальная ответственность государства за ущерб регулируется специальным договором, 3. Предусматривая абсолютную ответственность за ущерб, космическое право не устанавливает верхнего предела выплачиваемой компенсации. Запускающее государство, получая информацию о том, что не территорию какого-либо государства упал его объект и что этот объект является опасным или вредным, должно принять немедленные меры по предотвращению наступления вреда (под руководством и контролем государства, на территории которого оказался объект). В других областях деятельности обязанность принятия мер по предотвращению наступления вреда лежит на пострадавшей стороне. Основанием для возникновения материальной ответственности запускающего государства в связи с деятельностью различных юридических лиц, занимающихся космической деятельностью, является причинение вреда объектом или средством его доставки, а также их составными частями на поверхности Земли воздушному судну в полете или космическому объекту другого государства. По Конвенции об ответственности ущерб может выражаться в лишении жизни, телесном повреждении или ином нанесении вреда здоровью, в лишении или повреждении имущества государства, его физических и юридических лиц, а также межправительственных организаций. Ущерб может выражаться также в причинении вреда космическому объекту другого государства либо лицам и имуществу на борту такого космического объекта. Вместе с тем Конвенция не применяется к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства гражданам этого запускающего государства и иностранным гражданам, участвующим в операциях по запуску. Т.е. эти вопросы следует относить к страхованию. Конвенция об ответственности проводит различие между ущербом, причиненным на поверхности Земли или воздушному судну в полете, и ущербом, причиненным в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту другого государства. В первом случае запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсацию, а во втором - только на основании его вины или вины лиц, за которых оно отвечает. Государство освобождается от абсолютной ответственности, если докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо лиц, которых оно представляет. Применительно к юридическим и физическим лицам, осуществляющим космическую деятельность, например, при пусках ракет государство может обратиться с просьбой не заплывать морским судам и не залетать воздушным судам в определенный квадрат в указанный период времени. Если эта просьба игнорируется, может встать вопрос об освобождении государства или государств, запускающих ракеты, от ответственности. Однако бремя доказывания вины будет лежать на запускающем государстве. В случае причинения ущерба космическим объектом одного государства космическому объекту другого государства бремя доказывания вины государства-ответчика лежит на государстве-истце. Следует отметить, что претензия на основании Конвенции об ответственности была предъявлена лишь однажды - в 1978 г. Канадой к СССР в связи с выпадением радиоактивных элементов на территории Канады в результате аварии космического аппарата «Космос-954» с ядерным реактором на борту. СССР отверг эту претензию, т.к. не было причинено материального ущерба строго по смыслу понятия ущерба, определенного по конвенции. Однако в результате переговоров СССР в духе доброй воли согласился возместить Канаде 50 % расходов по поиску и удалению радиоактивных элементов. Вопросу ответственности за ущерб при создании и эксплуатации Международной космической станции посвящены 2 статьи Межправительственного соглашения по МКС: статья 16 - Взаимный отказ от ответственности и статья 17 - применение положений Конвенции об ответственности. Следует отметить, что статья 15 Меморандума о взаимопонимании между РКА и НАСА также посвящена вопросу о взаимном отказе от ответственности, но она не содержит каких-либо дополнительных положений и отсылает к Межправительственному соглашению по МКС. Необходимо отметить, что трактовка Межправительственного соглашения по МКС термина «ущерб» несколько шире, чем в Конвенции об ответственности. В Конвенции говорится, что «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государства либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций. Статья 16 Межправительственного соглашения дает следующее определение ущерба: 1. Телесное повреждение любому лицу или причинение какого-либо вреда его здоровью, или потеря возможности пользоваться им. 2. Ущерб любому имуществу, его утрату или потерю возможности пользоваться им. 3. Потеря доходов или прибылей. 4. Прочий прямой или косвенный ущерб. Таким образом, трактовка термина «ущерб» существенно расширена за счет отказа от требований об ответственности за потерю доходов или прибылей или прочего прямого или косвенного ущерба, что делает границы этого понятия очень широкими, покрывающими практически все его аспекты. С точки зрения трактовки статьи о взаимном отказе от требований об ответственности имеет понятие “защищенные космические операции”. Подразумеваются все виды деятельности (исследования, проектирование, конструирование, испытание, производство, сборку, эксплуатацию использование транспортных кораблей, станции и т.п.), относящиеся к средствам выведения, космической станции и полезной нагрузке на Земле, в космическом пространстве или на этапе полета от Земли в космическое пространство и обратно и к наземным испытательным, вспомогательным и другим техническим устройствам, объектам или услугам. В соответствии со статьей о взаимном отказе от требований об ответственности каждое государство-партнер соглашается применять принцип взаимного отказа от требований ответственности, в соответствии с которым ни одно из государств-партнеров не предъявляет каких-либо претензий любому государству-партнеру, любой организации или лицу на основании ущерба, который имел место в рамках защищенных космических операций. Действие принципа взаимного отказа от требований об ответственности распространяется на любые претензии за ущерб, вне зависимости от того, что является их юридическим основанием. Вместе с тем, взаимный отказ от требований об ответственности не распространяется на: 1) претензии между любым государством-партнером и его задействованной организацией или претензии, которые возникают между его задействованными организациями; 2) претензии, предъявляемые любым физическим лицам, любыми физическими или юридическими лицами, к которым перешел правовой интерес, его наследниками или физическими или юридическими лицами, к которым перешло право требования (за исключением государства-партнера) за телесное повреждение или причинение какого-либо вреда такому физическому лицу или его смерть. Таким образом, взаимоотношения в рамках государства-партнера решаются частноправовым порядком. В отличие от других государств-партнеров, Япония взяла на себя обязательства возместить ущерб в соответствии с применимыми законами и правилами любому государству-партнеру или задействованной организации, чьи интересы были затронуты. По статье 17, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16, государства-партнеры и Европейское космическое агентство продолжают нести ответственность в соответствии с Конвенцией об ответственности. В случае, если претензия возникает в связи с Конвенцией об ответственности, партнеры незамедлительно консультируются друг с другом относительно любой ответственности, которая может возникнуть, по любому распределению такой ответственности и по защите от такой претензии. Таким образом, в случае возникновения ответственности встанет вопрос о солидарной ответственности за любой причиненный ущерб. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределение между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании Конвенции об ответственности от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность. До настоящего времени такого соглашения между участниками заключено не было, т.к. на этапе сборки станции, прежде всего запуска в космос ее основных элементов, каких-либо международно-правовых трудностей в толковании Конвенции об ответственности не предвидится, т.к. в случае неудачного запуска будут применяться соответствующие статьи Конвенции. Наибольший риск ущерба может нести лишь этап вывода станции или ее элементов из эксплуатации в случае, например неудачного приземления или приводнения, а также вхождения в плотные слои атмосферы. Однако, с учетом регистрации, юрисдикции и контроля государств-участников над своими элементами МКС они и будут в этом случае нести ответственность за возможный ущерб. Исключением может быть лишь ситуация, при которой вся станция войдет в плотные слои атмосферы при управлении этим процессом со стороны США. Что касается страхования, то оно осуществляется каждой стороной в рамках национального законодательства и нормативно-правовых норм. В законодательстве зарубежных стран, регулирующих вопросы осуществления космической деятельности, содержатся требования по обязательному страхованию некоторых видов этой деятельности. В первую очередь они относятся к вопросам страхования ответственности за ущерб третьим лицам и за ущерб наносимый средствами выведения федеральной собственности при проведении запусков коммерческих космических аппаратов. Соглашение о предоставлении услуг по запускам для клиентов НАСА определяет для заказчиков услуг космических транспортных средств необходимость страхования своей ответственности перед третьими лицами. Максимальная стоимость страхования составляет 500 млн.долл. за запуск одного космического аппарата (КА). При наличии двух и более КА эта величина должна составлять 1 млрд. долл. Если ответственность не ограничивается, НАСА обязуется обеспечить возмещение любых убытков своих клиентов, превышающие эти страховые суммы. Заказчики должны застраховать ответственность перед третьими лицами и после вывода полезной нагрузки на орбиту, хотя в этом случае НАСА не предоставляет компенсации возможного ущерба. Поправка 1979 года к разделу 308 закона о создании НАСА установила порядок страхования ответственности для постоянных клиентов НАСА. В них НАСА выдает страховой полис на серию запусков или на определенный период времени, а клиент должен вносить плату пропорционально. Ответственность перед третьими лицами и ответственность государства в части возмещения сверх лимитов страхового полиса начинается с момента закрепления полезной нагрузки в многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) «Спейс Шаттл» и заканчивается после его приземления. Специальное решение бюро космических перевозок США от 8 марта 1979 года определило нормативное требование об отказе от взаимных претензий за ущерб, нанесенный при подготовке и осуществлении запуска космического аппарата с использованием многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл». НАСА и пользователь договариваются, что в отношении ущерба лицам и собственности, включенным в операцию системы космических перевозок, ни НАСА, ни пользователь, ни любое лицо, которое договаривается с НАСА или пользователем услуг системы космических перевозок или которое владеет собственностью или использует другое лицо, назначенное для полета на многоразовом транспортном космическом корабле «Спейс Шаттл», не вправе выдвигать каких-либо претензий в отношении ущерба собственности или смерти сотрудников персонала подрядчика, вызванных действиями НАСА, пользователя или других любых лиц, включенных в проведение операций в системе космических перевозок, при проведении операций, будь то повреждение, смерть или другой ущерб, возникшие по халатности или иным причинам (раздел V.3). Таким образом, каждая сторона должна сама страховать свою собственность от возможного ущерба при проведении операций в космосе. Закон о коммерческих запусках от 30 октября 1984 года регулирует запуски в космос. В 1988 г. к закону были приняты поправки, а в 1994 г. Закон с поправками был кодифицирован под названием «Коммерческий космический транспорт - коммерческая деятельность по космическим запускам». Сфера применения Закона охватывает операции с носителями и стартовыми площадками. Ни изменения 1988 г., ни кодификация в 1994 г. не повлияли на сферу применения и структуру документа. В первую очередь Закон применяется ко всем лицам, осуществляющим такую деятельность в США (в частности, к компаниям «Морской старт» и ILS, предоставляющих услуги по запускам космических аппаратов с использованием российской ракетно-космической техники). Во-вторых он применяется к гражданам США и юридическим лицам, инкорпорированным на их территории, осуществляющим такую деятельность вне США. В-третьих, он в принципе применим и к юридическим лицам, инкорпорированным вне США, но находящимся под контролем гражданина США или американской компании при условии, что деятельность такого образования имеет место вне юрисдикции США или любого другого государства и если не существует специального соглашения о передаче юрисдикции над деятельностью такого образования другому государству. В целом США посредством данного Закона осуществляют свою юрисдикцию во всеобъемлющем масштабе. Контроль над коммерческими запусками осуществляется как в отношении физических и юридических лиц США, так и в отношении их территории. Закон предоставил Министерству транспорта США право выдавать лицензии на коммерческие запуски КА и использовать при этих запусках некоторые виды федерального наземного оборудования. Каждая фирма, участвующая в космическом запуске, должна получить полис страхования ответственности перед третьей стороной в сумме, размер которой определяет министр транспорта с учетом международных обязательств США. Поправки 1988 года к Закону о коммерческих космических запусках установили, что операторы запуска обязаны страховать свою деятельность или иным способом предусмотреть финансовую ответственность перед правительством США. Это дает правительству возможность возместить путем регрессного иска свои расходы в случае ответственности перед третьим лицом, возникшей вследствие действий лицензента. Потолок суммы страхования (финансовой ответственности) установлен абсолютной цифрой в 500 млн.долл. Этот потолок может быть понижен, если министром транспорта будет установлено, что максимальная существующая на мировом рынке страхования сумма страхования по таким видам деятельности меньше 500 млн.долл. Сумма может быть также понижена, если министр установит, что максимально возможная сумма ущерба от такого рода деятельности меньше 500 млн. долл. или страховой суммы максимально доступной по разумной цене на мировом рынке. В результате правительство США выступает де-факто в роли страхователя своих коммерческих операторов в случае исков к ним третьей стороны в соответствии с международными обязательствами США как в пределах имеющейся у них страховой суммы, так и в том случае, если сумма иска третьей стороны выше страховой суммы. Также, лицензентам необходимо представить свидетельство о страховке или иной финансовой ответственности на сумму до 100 млн. долл. для каждого запуска. Далее, в случае, если по условиям контракта в запуске участвует правительственная организация США, применяется положение о взаимном отказе от требований об ответственности. Это требование действует между лицензентом, его сотрудниками, подрядчиками и субподрядчиками, с одной стороны, и правительством США - с другой. В принципе это положение применяется и в том случае, если сумма ущерба больше вышеприведенного лимита (с обеих сторон). В отношениях между лицензентом и его подрядчиками, субподрядчиками, а также клиентами взаимный отказ от требований об ответственности обязателен. Типовое соглашение с ВВС по страхованию устанавливает ответственность и обязательства частных фирм, работающих на объектах наземной космической инфраструктуры ВВС и пользующихся их услугами. Эти услуги не должны вступать в противоречия с требованиями лицензии Министерства транспорта. При коммерческих запусках в Восточном ракетно-космическом центре штата Флорида и Западном ракетно-космическом центре штата Калифорния полная ответственность за предоставление услуг и обеспечение безопасности возложена на ВВС США. Федеральный закон о закупках США регулирует составление контрактов НАСА с поставщиками космических объектов, комплектующих, дополнительного оборудования, а также материалов и пр., распределение ответственности между государством, подрядчиками и субподрядчиками НАСА. Лимиты ответственности и требования к участникам программ определяются типовыми контрактами. Правительственные подрядчики, субподрядчики несут ответственность перед третьими лицами в случае повреждения их продукции. Страхование производителей аэрокосмической продукции обычно покрывает ответственность перед третьими лицами, но при этом исключаются претензии, касающиеся повреждения ракеты-носителя и космического объекта. Закон Великобритании о космосе 1986 г. (который также распространяется на деятельность компании «Морской старт») требует от частных организаций, действующих в космосе, получать лицензию на космическую деятельность и наделяет госсекретаря Великобритании правом поддерживать определенный уровень контроля над такой деятельностью. Эти полномочия осуществляются госсекретарем по торговле и промышленности через Британский национальный космический центр. Закон указывает на три вида деятельности: -запуск или обеспечение запуска космического объекта, -управление космическим объектом, -любая другая деятельность в космосе. Он применяется к юридическим лицам, инкорпорированным на территории Великобритании, Шотландии или других территориях под британской юрисдикцией, а также к физическим лицам, имеющим британское подданство. Его действие распространяется и на Каймановы острова, где зарегистрирована компания «Морской старт». Закон перечисляет ряд условий, которые может содержать лицензия: -инспектирование средств и тестирование оборудования, -получение информации о запуске, основных орбитальных параметрах и сопутствующей информации, -требование от лиц, имеющих лицензию, избегать загрязнения космоса и окружающей среды, нанесения вреда мирной космической деятельности других лиц, нарушения международных обязательств правительства, -требование о страховании лицензиата от возможной ответственности за ущерб перед третьей стороной, -другие. Британский национальный космический центр для осуществления своей деятельности должен иметь информацию о: -финансовом состоянии и технических возможностях оператора запуска; -аспектах безопасности, включая технические параметры космических аппаратов; -орбитальных параметрах космических аппаратов; -соответствии мерам по уменьшению засоренности космического пространства для средств выведения и космических аппаратов, включая увод с орбиты или перевод на орбиту захоронения; -страховании на всех стадиях (запуск, управление, увод с орбиты); -другие. Также необходимо получение гарантии об уплате компенсации. Проект создания коммерческого космодрома на о. Рождества (Австралия) для коммерческих запусков космических аппаратов с использованием разрабатываемой российскими предприятиями ракеты-носителя «Аврора» подпадает под действие австралийского Закона «О космической деятельности» от 1998 г. и «Положения о деятельности в космическом пространстве» от 28 июня 2001 г., которые устанавливают требование о получении лицензии операторами космических запусков на осуществлении космической деятельности, разрешений на запуск и сертификатов на международные запуски. Закон «О космической деятельности» служит основой для лицензирования и проведения коммерческой космической деятельности. Закон устанавливает и распределяет ответственность за любой ущерб, причиненный деятельностью Австралии, связанной с осуществлением космических запусков, устанавливает систему лицензирования операций по осуществлению космических запусков, предусматривает восстановительные операции и процедуры расследования аварий, а также определяет порядок оплаты пошлины за выдачу лицензий на запуски в соответствии с требованиями внутреннего законодательства Австралии. Одним из условий для получения разрешения на запуск является разработка и предоставление оператором запуска в правительственные органы Австралии плана страхования, который должен содержать: -названия и адреса страховщика запуска или запусков; -подробную информацию обо всех рисках, охватываемых страхованием; -справку от страховщика относительно его финансовых возможностей по страхованию каждого запуска. Согласно положениям Закона «О деятельности в космическом пространстве» от 1998 г. «держатель разрешения на запуск, сертификата на международные запуски несет прямую финансовую ответственность и должен предоставить доказательства того, что он обладает чистыми активами, достаточными для покрытия любых обязательств, которые могут возникнуть у держателя по любому ущербу третьим лицам, нанесенному в результате запуска или возвращения объектов ракетно-космической техники, или другие доказательства способности держателя выполнить любые обязательства по выплате компенсации за такой ущерб». При этом определение величины ущерба возлагается на держателя разрешения на запуск, сертификата на международные запуски, который должен определить его на основании «Методики определения максимального вероятного ущерба», рекомендованной соответствующими государственными органами и обязан получить заключение в письменной форме от независимого лица, утвержденного Министром промышленности, науки и ресурсов. Несмотря на то, что международно-правовые обязательства и неограниченная ответственность Австралии остаются в силе, Закон «О космической деятельности» дает правительству Австралийского Союза право на передачу большей части финансовых рисков, связанных с осуществлением космических запусков, коммерческим участникам запусков.
Д.А. Медведчиков
Список использованных источников 1.Договоры и принципы организации объединенных наций, касающиеся космического пространства. - Вена, ООН, 1999. 2. Цысь А.А. Правовые аспекты страхования рисков космической деятельности. - М.: Материалы семинара «Актуальные проблемы страхования рисков космической деятельности», Российское авиационно-космическое агентство, 1999. 3. Страхование космических рисков. Справочное пособие под редакцией Николаева В.Б. и Шутова В.С. - М.: Русь-Фильм, 1997 4. Яковенко А.В. Современные космические проекты. Международно-правовые проблемы. -М.: Международные отношения, 2000. 5. Space Activities Act 1998, Commonwealth of Australia. 6. Space Activities Regulations 2001, Commonwealth of Australia.
|