Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Организация страхования рисков космических проектов

Страховое дело. - №11.-2003. – с.33-43.

В современных экономических условиях исключительно важное значение приобретает создание системы управления риском на всех этапах жизненного цикла изделий ракетно-космической техники (РКТ).


Такая система должна использовать отечественный опыт организации работ по обеспечению надежности и безопасности РКТ, а также  новые подходы к анализу, оценке и снижению рисков разработки и эксплуатации больших систем.


1. Состояние исследований по проблеме организации страхования рисков космических проектов и изделий ракетно-космической техники


В отечественной ракетно-космической промышленности внедрена и отработана система обеспечения качества, надежности и безопасности космических систем и комплексов. Нормативно-техническими документами строго регламентируется порядок и объем работ на каждом из этапов создания РКТ, предусмотрена сквозная экспертиза качества работ.


Также предусмотрено лицензирование деятельности по созданию ракетно-космических комплексов (в том числе деятельность по хранению, подготовке к запуску, запуску и эксплуатации РКТ, а также управлению космическими полетами) и сертификация космической техники, объектов наземной космической инфрастуктуры. Важнейшем элементом системы управления рисками при осуществлении космической деятельности, особенно на коммерческой основе, является система страхования.


К настоящему времени в РФ создан определенный научный задел в области вероятностного анализа безопасности и надежности РКТ, качественных и количественных оценок рисков, связанных с изделиями РКТ, что позволило обеспечить высокие показатели надежности и безопасности отечественной РКТ.


Количественные оценки риска позволяют рассчитать вероятности (частоты) наступления опасных событий, аварий и размеры их последствий, что позволяет формировать нормативные модели управления риском, основанные на системе их ограничений, и экономические модели страхования, т.к. величина риска используется для расчета тарифных ставок страхования при страховании ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, нанесения ущерба здоровью и жизни третьих лиц, гибели и повреждения изделий РКТ.


Суть оценки рисков состоит в том, что риски, связанные с изделиями РКТ, определяются качественным и количественным анализом конструктивных и технологических мероприятий, осуществляемых разработчиком РКТ для уменьшения вероятности отказов, способных привести к аварийной ситуации или катастрофе. При этом используют анализы надежности и безопасности изделий РКТ.


При проведении анализа видов и последствий возможных отказов изделий РКТ используются данные о причинах, последствиях отказов и мероприятиях по их профилактике,  имеющиеся у разработчика. Анализ видов отказов объекта начинается с его рассмотрения  в  состоянии отказа.


Под отказом в процессе анализа понимается событие, заключающееся в  нарушении предписанного (штатного) технического состояния объекта при его эксплуатации. Отказ объекта рассматривается для этапов выведения, развертывания и автономного полета  изделий РКТ. Критериями отказов элементов изделий РКТ являются разрушение, разгерметизация, не исполнение предписанных функций, утрата выходного параметра.


При проведении анализа также определяется возможный  ущерб при условии отсутствия компенсирующих мероприятий, который может выражаться в утрате изделий РКТ, уменьшении времени их активного существования, сокращении программы работ. Кроме этого, оцениваются полнота и достаточность мероприятий и процессов, внедренных в конструкцию, технологию изготовления, контроля, подготовки к запуску и эксплуатационную документацию, обеспечивающих ликвидацию или компенсацию  отрицательных последствий возможного отказа.


Детализация анализа проводится до уровня агрегата или подсистемы. Основные принципы и технические решения по обеспечению безопасности изделий РКТ направлены на обеспечение их безаварийного функционирования, а также на предотвращение или сведение к минимуму воздействия опасных и вредных факторов в процессе создания и эксплуатации изделий РКТ на всех этапах жизненного цикла.


На этапе разработки РКТ рассматриваются вопросы безопасности, включающие:  анализ возможных аварийных ситуаций и путей выхода из них с оценкой возможности выполнения задач по выведению, спасению или уничтожению изделий РКТ; обоснование мер, средств и технических решений по обеспечению безопасности на всех этапах эксплуатации с оценкой влияния на их штатное функционирование составных частей космической системы; оценку вероятностей возникновения, обнаружения и ликвидации аварийной ситуации в процессе подготовки к пуску, пуске и полете изделий, а также вероятности невыдачи ложного сигнала системой безопасности изделий РКТ;  порядок работ в случае несостоявшегося пуска.


В ходе разработки прорабатываются и экологические вопросы: сокращение количества и размеров районов падения отделяющихся частей РН;  уменьшение остатков компонентов ракетного топлива (КРТ) в отработавших ступенях, снижение их токсического воздействия до минимального уровня. Анализ опасностей включает в себя определение, оценку и классификацию опасностей.   


Опасностью называется наличие потенциально рискованной ситуации, вызванное небезопасным действием или условием. Выполняются (как минимум) следующие виды анализа опасностей:  предварительный анализ опасностей; анализ опасностей системы;  анализ опасностей подсистемы;  эксплуатационный; анализ возможных последствий отказов.


Однако большинство существующих подходов ориентировано на разработку рас­четных вероятностных методов, которые могут быть использованы на за­вершающих этапах проектных разработок. В то же время задачи обеспечения на­дежности и безопасности носят многоплановый характер и реализуются не только расчетными методами, но и целым комплексом организационно-тех­нических мероприятий и проектно-конструкторских документов, обусловли­ваю­щих задание как количественных, так и качественных требований, предъяв­ля­емых к космическому комплексу.


Проведение вероятностной оценки риска позволяет сформировать стратегию управления рисками и распределить финансовые ресурсы, направляя их на превентивные мероприятия по снижению риска или на страхование существующих уровней риска. Однако из-за специфики развития российской системы управления рисками, обеспечения надежности и безопасности РКТ, до 90-х годов XX века в отечественной практике не использовались экономические механизмы управления риском (среди которых центральная роль принадлежит страхованию).


Вопросы страхования и управления рисками с начала 90-х годов прошлого века  занимают значительное место в отечественной экономической литературе. Различным аспектам страхования посвящены теоретические и прикладные работы ведущих российских специалистов.


В то же время, вопросы управления рисками космической деятельности и космических проектов с привлечением страхования недостаточно исследованы. Как отмечается в отечественной литературе, первые исследования, посвященные страховой защите от рисков космической деятельности, были проведены в конце 80-х начале 90-х годов XX века в Научно-производственном объединении прикладной механики, Центральном научно-исследовательском институте машиностроения, Ракетно-космической корпорации «Энергия», Московском авиационном институте (государственном техническом университете) и в основном были посвящены разработке понятийного аппарата и содержали главным образом различного рода обзоры состояния зарубежного рынка.


Практические аспекты космического страхования впервые были рассмотрены инициативной научной группой в составе А.В. Головко, В.Б. Николаева, А.В. Титова, А.Л. Царикова (ЦНИИ-50), В.П. Борзенко (Организация «Агат»), В.Н. Кузнецова (РКК «Энергия») по заказу Военно-космических сил и страховых компании «Мегус» и «Мегарусс».


Результаты были положены в основу консолидированного подхода к построению программ управления рисками космической деятельности, получивших сокращенное название КПУР – консолидированная программа управления рисками. КПУР позволяла учитывать интересы и распределять обязанности всех основных участников космического проекта. КПУР была направлена на привлечение российского перестраховочного рынка на приоритетной основе: передача рисков зарубежным перестраховщикам предусматривалась только по исчерпании емкости отечественного рынка.


Основной вклад  в развитие и становление отечественной методологии и практики организации страхования космических проектов к настоящему моменту сделан специалистами страховой группы «Мегарусс», которая уже более 10 лет остается лидером отечественного космического страхования.


Немногочисленные публикации по космическому страхованию можно разделить на  официальные нормативные, регламентирующие документы российского и международного права, определяющие общие вопросы страхования, установления и распределения ответственности между участниками космической деятельности и космических проектов за возможные негативные последствия, устанавливающие порядок и условия страхования рисков космической деятельности с учетом специфики законодательства государств-участников международных космических проектов, ведомственные и локальные документы, а также исследования отдельных отечественных ученых.


Необходимо отметить, что к  настоящему времени нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы страхования космической деятельности в РФ, находится в стадии создания.


В то же время, развитие теоретической и практической базы  управления рисками, в том числе через страхование, крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала в силу того, что существующие методические подходы к анализу и оценке рисков предприятий и проектов ракетно-космической промышленности, методики проведения и организации страхования космических рисков, учитывающие отраслевую специфику в новых экономических условиях не достаточно полно исследованы в научной литературе.


Недостаточная научная разработка обусловливает необходимость разработки методического обеспечения вопросов управления рисками на базе страхования в ракетно-космической промышленности в соответствие с требованиями современных экономических отношений.


2. Отечественный опыт страхования рисков космических проектов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности


Мировая индустрия страхования рисков космических проектов создана за рубежом в конце 60-х годов XX века, когда коммерциализация космической деятельности вызвала потребность в экономической защите от рисков гибели (повреждения) изделий РКТ, созданных на средства частных компаний.


К настоящему времени страхование космических рисков стало одним из важных элементов осуществления космических проектов. За рубежом сформировался устойчивый, динамически развивающийся рынок космического страхования, обеспечивающий страховое покрытие всего разнообразия рисков космической деятельности – рисков имущественных и финансовых ущербов на этапах разработки и производства изделий РКТ, наземной подготовки и пуска РКН, ввода КА в летную эксплуатацию и эксплуатации КА и его бортовых систем на орбите, рисков ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный при эксплуатации РКТ, коммерческих и политических рисков.


До середины 80-х годов прошлого века вопросы организации страхования рисков космических проектов в отечественной науке и практике не поднимались в силу отсутствия коммерческой космической деятельности и возмещения ущербов от космической деятельности за счет госбюджета.


В России космические риски страхуют с 1991 года. Объектами страхования выступают отечественные КА связи и телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли, РН “Протон”, “Союз”, “Циклон”, “Старт”, “Космос”, стартовые комплексы на космодромах Байконур, Плесецк, а также работы и услуги по транспортировке и подготовке РКТ к запуску.


В работах отечественных исследователей отмечается, что в Российской Федерации существует устойчивая тенденция по развитию рынка страхования космических рисков, связанная с возрастанием заинтересованности участников космической деятельности в расширении добровольного и обязательного страхования РКТ и космической деятельности, необходимостью обеспечения страхового покрытия рисков при выполнении международных проектов с участием России.


Определяющими в этой тенденции являются следующие факторы:


-необходимость компенсации ущерба при осуществлении космической деятельности, установленная договорами и принципами Организации Объединенных Наций («Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» и «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»),  Законами РФ «О космической деятельности» (с изменениями 1997 г.) и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ведомственными документами Российского авиационно-космического агентства и другими;


-участники космической деятельности нуждаются в страховой защите рисков возможных ущербов от аварий и катастроф РКТ при реализации  космических проектов из-за снижения возможности компенсации ущербов из государственного бюджета и необходимости компенсации из собственных средств  основной доли ущерба от потерь космической техники;


-для негосударственных структур, выступающих в качестве заказчиков космических комплексов, создаваемых на коммерческой основе, страхование представляет практически единственную возможность компенсации ущербов при реализации проектов;


-в условиях самостоятельной хозяйственной деятельности предприятий-изготовителей РКТ, возрастающее влияние на их экономическое положение будут оказывать исковые претензии за качество выпускаемых изделий со стороны других участников космических проектов, понесших ущербы по их вине. Страхование подобных рисков позволяет избежать значительных потерь;


-с расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической промышленности на внешний рынок значительную важность приобретают вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет создания эффективно действующей системы страхования;


-отечественные участники международных космических проектов, предоставляющие зарубежным компаниям услуги по запуску принадлежащих им космических аппаратов (КА), заинтересованы в приобретении страховой защиты от регрессных исков со стороны страховщиков, привлекаемых иностранными компаниями для страхования КА в случае возникновения аварии при запусках ракет космического назначения (РКН);


-в контрактах с иностранными заказчиками стали содержаться требования об обеспечении страховой защиты их интересов и переносе ответственности за возможные негативные  последствия на российских участников.


Страхование космических рисков - одна из наиболее интересных областей страхования для отечественных страховщиков. Высокие значения страховых сумм с одной стороны, и относительно низкая частота страховых случаев при использовании отечественной РКТ, с другой, делают эту область страхования  привлекательной  для страховых компаний.


В то же время, страхование рисков космических проектов относится к одним из наиболее сложных для российских страховых компаний в силу того, что:


-данное страхование является нетрадиционным для отечественного страхового рынка;


-наличие незначительных объемов финансовых средств страховщиков обусловливает необходимость сострахования, объединениия страховщиков в страховые пулы и передачи рисков в перестрахование. При этом в покрытии риска могут участвовать до 30-50 отечественных компаний;


-страхованием охвачены отдельные риски, связанные с подготовкой и запуском РН, а также орбитальным функционированием КА; незначительная емкость отечественного рынка космического страхования, которая  оценивается величиной 3-5 млн.долл. и составляет менее 1% емкости международного рынка страхования космических рисков, приводит к зависимости от международного рынка (по различным данным доля риска, размещаемая на отечественном рынке перестрахования составляет для: запусков РН – около 1-1.5 млн. долл., объектов космической инфраструктуры – 2-2.5 млн. долл., ответственности за ущерб третьим лицам при запусках – 1.5-2 млн. долл.);


-возможный потенциальный ущерб, подлежащий компенсации страховщиком, настолько велик, что вызывает необходимость  перестрахования у зарубежных перестраховщиков.


Именно зарубежные перестраховщики, принимая на себя основную часть рисков, сейчас определяют ценовую политику российского рынка, т.к. российские страховые компании оставляют на собственном удержании небольшие части риска (лидеры рынка - один-два миллиона, крупные компании - несколько сотен тысяч долларов), а остальное страхует мировой страховой рынок. Российские страховые компании редко несут убытки и практически все крупные страховщики включая тех, кто работает в наиболее убыточных за рубежом космическом и авиационном страхованиях, имеют положительный баланс.


Российский рынок космического страхования продолжает находиться в процессе формирования, что подтверждается незначительным уровнем самоудержания риска отечественными страховыми компаниями и отечественного страхового рынка в целом. Поэтому можно утверждать, что основные условия страхования любого значительного космического проекта вырабатываются международным рынком.


В связи с этим, при осуществлении страхования необходимо участие международного брокера, а учитывая значительный уровень страхового покрытия космических проектов, страхователям необходимо иметь полное представление об условиях страховой защиты местного страховщика международными перестраховщиками, а также об рейтинге и платежеспособности международных перестраховщиков.


Необходимо отметить, что институт отечественных брокеров, специализирующихся на космическом страховании, в РФ пока не получил развития. По мнению отдельных специалистов, причинами этого являются: ограниченное страховое поле их деятельности; отсутствие должной поддержки со стороны страхователей и страховщиков; налоговое бремя, применяемое к брокерам-посредникам.


В связи с этим на отечественном рынке космического страхования получила применение схема страхования с использованием координатора-перестраховщика. Жизненность этой схемы подтверждена при реализации ряда крупных международных проектов, в том числе и с выполнением обязательств по выплате возмещения.


Реализация такой схемы позволяет обеспечить сочетание контролируемости процессов заключения и исполнения договоров страхования и перестрахования, оперативности решения вопросов, связанных со страховой защитой  и единство страховой политики различных страховых компаний при обеспечении страховой защиты проектов. В связи с тем, что емкость российского страхового рынка не позволяет обеспечить полноценное страховое покрытие рисков космических проектов, в задачи координатора может входить размещение рисков среди зарубежных страховых и перестраховочных компаний с привлечением международных брокеров.


Несмотря на относительную молодость российского рынка страхования космических рисков (чуть больше 10 лет) он приобретает характерные черты мирового рынка. Основными видами страхования являются имущественное страхование РКН различного типа на этапах предстартовой подготовки и запуска (примерно 47,7 % сбора страховых премий), инфраструктуры космодромов (около 32 % сбора страховых премий), а также страхование гражданской ответственности за нанесение ущерба в результате космической деятельности третьим лицам (20.3 % сбора страховых премий).


Происходит расширение спектра страховых услуг в сфере космического страхования. Появляются новые страховые продукты, предусматривающие страхование гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения (в соответствии с «Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами»), но и в самих полях падения отделяющихся частей ракет при аварийных запусках, что имеет для России, космодромы которой находятся в континентальной части земной поверхности первостепенное значение.


Услуги по страхованию приняли комплексный характер. Это стало возможным в результате перехода от страхования единичных разрозненных рисков к страхованию, консолидированному по видам, и пакетному по количеству рисков космической деятельности. Такой подход реализован в форме генеральных полисов по соответствующей классификации, что позволяет снизить страховые ставки в среднем на 10-15 %.


В то же время, существует ряд факторов, сдерживающих развитие космического страхования в РФ: космические  риски довольно разнообразны, и проблемы, связанные с их страхованием, не имеют стандартных и простых решений; проведение политики избирательного страхования ограничивает страховое поле и не способствует повышению сбора страховых премий; отсутствие у страховых компаний специалистов на стыке трех отраслей деятельности: страхования, космической техники и юриспруденции (в первую очередь в сфере международного права); определенная недооценка рядом производителей отечественной РКТ роли национального страхового рынка.


Несмотря на то, что в страховании рисков космической деятельности существует комплекс проблем, обусловленных как низкими потенциальными возможностями отечественных страховщиков из-за отсутствия у них   необходимых   объемов   страховых   резервов, незначительного опыта  проведения страхования космических проектов, так и особенностями национальной космической промышленности, имеются  примеры участия отечественного страхового бизнеса в страховании космических проектов.


Так, например, в период 1995-2001 г.г. была предоставлена страховая защита при осуществлении более 70 федеральных и международных космических проектов и программ. Начиная с 1998 г. страховой защитой охвачено большинство запусков.


Перечисленные ранее особенности космической деятельности, отечественной ракетно-космической промышленности существенным образом повысили значимость страхования как одного из видов экономической защиты космической и хозяйственной деятельности предприятий и организаций отечественной ракетно-космической промышленности. Так, в частности, одним из основных вопросов для многих форм иностранных инвестиций является вопрос обеспечения страховой защиты от неблагоприятного влияния различных рисков.


Таким образом, развитие теоретической и практической базы  управления рисками, в том числе через страхование, крайне необходимо для повышения безопасности космической и хозяйственной деятельности ракетно-космической промышленности, дальнейшей коммерциализации отечественной космической деятельности и привлечения инвестиционного капитала.


3. Современные проблемы организации страхования рисков космических проектов предприятий (организаций) ракетно-космической промышленности


Cтрахование используется как важнейший рыночный инструмент, метод компенсации ущербов (убытков), гарантирующий защиту имущественных интересов граждан, предприятий (организаций) и государства, который за счет аккумулирования средств снижает нагрузку на бюджет по возмещению убытков и ущербов при наступлении страховых случаев. Страхование является одним из механизмов сбалансированного подхода к обеспечению безопасности космической деятельности, гарантией инвестиций в высокорисковые виды технологических процессов и изделий РКТ.


Преимущества использования страхования сводятся к следующим: возможность привлечениея страхового капитала для компенсации ущербов; снижение неопределенности в финансовом планировании деятельности хозяйствующих субъектов; высвобождение денежных средств для более эффективного использования; сокращение затрат на управление риском путем использования опыта страховщиков для оценки и управления риском.


Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств для компенсации ущербов (убытков) страхователя при возникновении неблагоприятных событий (например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов ограничено или ограничены возможности страхователя по привлечению внешних кредитов для компенсации убытков).


Страховые компании располагают опытом управления и статистическими данными в отношении разнообразных рисков. Страховщик, таким образом, выполняет за страхователя часть работы по сбору статистических данных о вероятности наступления и ожидаемых потерях при наступлении страховых событий, а страхователь косвенным образом оплачивает эти расходы, поскольку они заложены в страховую премию.


В то же время, при страховании уникальных объектов (крупных и технически сложных сооружений – технических и стартовых комплексов, изделий РКТ, промышленных комплексов и объектов, обладающих нестандартными характеристиками) или при очень большой величине риска, как в случае страхования рисков космических проектов или изделий РКТ статистические данные, имеющиеся  у страховщика, не в состоянии обеспечить желаемый уровень индивидуальности подхода к формированию страхового тарифа для конкретного риска, интересующего страхователя. Уникальность условиям страхования рисков космических проектов также придают нестандартные условия функционирования изделий РКТ, в результате чего образуются специфические риски.


Среди проблем, связанных с уникальностью объектов страхования при реализации космических проектов, можно выделить следующие:


1. Невозможность определить адекватное страховое покрытие, которое  может быть неполным либо в части перечня охватываемых событий, либо в части оценки максимально возможной величины убытка для данного риска. Ошибка в ту или иную сторону приводит к недострахованию либо к чрезмерному страхованию.


2. Отсутствие страхового покрытия для специфических рисков. Уникальность объектов страхования или нестандартность их функционирования может привести к невозможности получения  даже частичного страхового покрытия отдельных рисков в силу отсутствия практики их страхования на страховом рынке.


3. Неадекватный размер страховой премии. Неопределенность потенциальных убытков вынуждает страховщика завышать размер страховой премии.


4. Сложность сравнения условий конкурирующих страховых компаний. Крупный риск побуждает страхователя организовать своеобразный “конкурс ” среди страховщиков для получения максимально выгодных условий страхования. Однако сравнить условия различных страховых компаний для сложного и уникального объекта непросто, и минимальный размер страхового тарифа здесь не является главным критерием. Факторами, определяющими выбор, как правило, являются надежность и опыт работы страховщика в области страхования рисков космических проектов.


Очень часто страховщики не имеют опыта в страховании конкретных рисков космических проектов, интересующих страхователя и вынуждены производить актуарные расчеты для определения интересующих страхователя данных. Частота наступления страховых событий и диапазон распределения степени тяжести убытков являются основным содержанием страховой статистики. Проблема заключается в том, что очень часто этих данных недостаточно для выбора оптимальной с точки зрения страхователя величины страховой премии.


Использование механизма страхования в качестве финансового инструмента для покрытия риска связано с определенными проблемами, основная из которых заключается в том, что практически никогда страхование не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.


Страхование имеет ряд неустранимых недостатков, которые не связаны с наличием или отсутствием  информации об объектах страхования и рисках космических проектов,  с опытом в заключении страховых договоров.


Специалисты к ним относят:


1) вынужденное финансирование страхователем управленческих расходов и прибыли страховщика. Расходы на ведение дела и прибыль страховщика финансируются из общего объема страховой премии, уплачиваемой страхователями. Кроме того, определенная часть страховых резервов, формируемых из уплаченной премии, также непосредственно не расходуется на выплаты страховых возмещений;


2) издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей, так как при страховании одни страхователи фактически финансируют убытки других;


3) внутренние риски страховщика. Финансовая деятельность страховщиков по размещению своих фондов и резервов порождает финансовые и коммерческие риски, такие, как риск невозврата вложений, инвестиционные риски, риски снижения доходности и др. Также всегда существует риск банкротства страховой компании.


Таким образом, страхуя свои риски, страхователь приобретает внутренние риски страховщика, что обусловливает необходимость в тщательном выборе страхового партнера по критериям финансовой устойчивости и платежеспособности, объема страховых и перестраховочных операций, ликвидности его активов;


4) задержка во времени между наступлением страхового случая и выплатой страхового возмещения. Несмотря на то, что в договоре страхования устанавливается предельный срок для выплаты страхового возмещения существуют различные оговорки, позволяющие увеличить этот срок, что негативно влияет на финансовое положение страхователя, приводит к задержке начала работ по восстановлению производства, потере прибыли, и другим убыткам.


Таким образом, присущие страхованию недостатки приводят к прямым и косвенным убыткам страхователя, которые трудно оценить и предусмотреть.


Страхование в России за последние годы получило существенное развитие. Об этом свидетельствует создание сотен страховых организаций, появление новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике. Сегодня уже имеются основы для создания страховой защиты имущественных интересов населения, предприятий и государства. По своим потенциальным возможностям российский страховой рынок является одним из крупнейших финансовых рынков.


Вместе с тем российское страхование, прошедшее процесс перехода от государственной страховой монополии к возрождению отечественного страхового рынка, в целом отстает от потребностей национальной экономики. Не выработана система широкомасштабного вовлечения в инвестиционный процесс денежных средств населения посредством заключения договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий. Недостаточны собственные финансовые ресурсы национальных страховщиков и перестраховщиков.


Увеличение собственных средств и накопление страховых резервов у страховых компаний сдерживается относительно слабым развитием страховых операций, что в свою очередь зависит от общего состояния экономики, совершенствования законодательства в части упорядочивания обязательных видов страхования, развития долгосрочного страхования жизни, пенсионного и взаимного страхования, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость страхового рынка не позволяет покрывать крупные хозяйственные убытки, что порождает дополнительные бюджетные затраты на компенсацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.


В осуществлении ведущих направлений страхования необоснованно получают приоритет и ведомственную поддержку отраслевые страховые компании. В результате усилий ведомств делаются попытки внедрения обязательных видов страхования, основанных в большей части также на отраслевом и ведомственном подходе. Как правило, страхователи не получают весомой страховой защиты, а ведомства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных ведомств.


В работах разных исследователей отмечается, что современное положение дел на рос­сийском страховом рынке характеризу­ется: низкими потенциаль­ными возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков (в том числе и рисков космических проектов), что обусловлено: недостаточным уровнем страховой культуры в обществе и отсутствием привычки к страхованию; небольшими размерами уставных капиталов и отсутствием необходимых размеров страховых резервов у страховых компаний; недостатком опыта проведения страхования, вклю­чая оценку страхового риска, управле­ние риском и оценку подлежащего возме­щению ущерба; недостаточно развитой страхо­вой инфраструктурой, связанной с разме­щением страховых рисков среди несколь­ких страховых организаций и мето­дологии расчета тарифов по нестан­дартным страховым рискам.


Проблемой развития системы страхования рисков космических проектов и космической деятельности в последние годы активно занимается Российское авиационно-космическое агенство, предприятия и организации ракетно-космической промышлености и страховые компании.


В отечественной практике осуществления космической деятельности создается и развивается механизм страхования рисков – страхования рисков промышленных предприятий, изделий РКТ, объектов наземной космической инфраструктуры и их персонала, ответственности за возможное нанесение ущерба третьим лицам при осуществлении космической деятельности, ответственности за негативное воздействие на природные ресурсы.


Объемы космического страхования на международном рынке постоянно растут. Отечественный рынок космического страхования также является перспективным и емким.


Сложность осуществления космического страхования вызвана целым комплексом причин, среди которых:

-ограниченное количество статистических данных по имевшим место страховым случаям, потребность в которых обусловливается необходимостью расчета вероятности наступления страхового события и нанесения ущерба страхователю;


-сложность применения имеющейся статистики из-за  непрерывного совершенствования изделий ракетно-космической техники, которое  делает трудносопоставимыми статистические данные по случаям нанесения ущерба;


-существующая необходимость в использовании целого ряда видов страхования, имеющих объектом различные виды имущества и имущественных интересов, связанных с различными видами рисков, в силу того, что страхование космической деятельности связано со всеми этапами “жизненного цикла” изделий РКТ;

-в страховании изделий РКТ могут принимать участие различные страхователи, которые имеют различные имущественные интересы и заинтересованы в заключении договора страхования по “своему” перечню рисков.


Основными отличительными особенностями космического страхования от других видов страхования является то, что:

-объектом страхования является высокотехнологическая, наукоемкая  продукция, для которой отсутствуют общепринятые методы оценки страховых рисков и страховых премий;


-единичное и мелкосерийное производство изделий ракетно-космической техники, приводящее к тому, что каждое последующее изделие (даже одной серии, одного разработчика и аналогичного назначения) подвергается целому ряду модификаций с целью улучшения технико-экономических показателей. Это приводит к тому, что собранная статистическая информация быстро устаревает и требует сбора новых данных;


-вследствие незначительного общего количества страхуемых объектов и больших страховых сумм (несколько сотен миллионов долларов), осуществление космического страхования требует объединения усилий большого количества страховых компаний;


-cпецифический характер взаимоотношений между страхователем и страховщиком, обусловленный тем, что страхователь обладает исключительными правами и страхует последовательность своих действий, которые зависят только от него и за которыми он осуществляет контроль. Как следствие этого, понятие риска имеет в космическом страховании дополнительное специфическое значение, поскольку страховой случай почти всегда происходит вследствии ошибочных проектно-конструкторских решений, недостаточности стендовой отработки или применения недостаточно проверенных технологических процессов со стороны страхователя.


В то же время, с начала 90-х годов прошлого века на страховом рынке России присутствует ряд страховых и перестраховочных компаний, которые освоили методы организации страхования космических рисков. Отработаны и успешно применяются единые стандарты размещения рисков и сопутствующего документооборота, порядок взаимоотношений при расследовании причин страховых случаев (порядок работы аварийного комиссара, допуска перестраховщиков и их представителей к документам и предоставления информации и др.), соглашение о космическом перестраховочном пуле, только в отечественной практике применяется  страхование гражданской ответственности перед третьими лицами не только вне штатных полей падения отделяющихся частей изделий РКТ (что осуществляется в соответствии с Конвенцией об ответственности), но и в самих полях падения.


В настоящее время в отечественной практике космического страхования накоплен определенный методический опыт разработки и реализации программ страхования рисков космической деятельности, консолидированных программ управления космическими рисками, страхования единичных разрозненных рисков и консолидированного по видам, пакетному страхованию. Сегодня объективно сложились предпосылки к увеличению значимости и весомости участия отечественных страховых компаний в космических проектах. В то же время существует определенная недооценка возможностей отечественного страхового рынка по обеспечению страхового покрытия рисков космических проектов и производственной деятельности со стороны предприятий и организаций ракетно-космической промышленности.


Создание эффективно действующей системы страхования в целях обеспечения непрерывного и бесперебойного производства космической продукции в рыночных условиях является одним из путей экономической защиты космических проектов. При этом космическое страхование может выступать для предприятий ракетно-космической промышленности в качестве фактора обеспечения технического прогресса, финансовых гарантий возмещения случайного ущерба. Несмотря на высокий отечественный уровень развития современных технологий производства РКТ, вероятность ее аварии и повреждения сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска РКН.


Сложившаяся на сегодняшний день отечественная практика и накопленный отечественными страховыми компаниями опыт позволяют сделать дальнейшие шаги в разработке и совершенствовании методических основ организации страхования рисков космических проектов. Необходимо отметить тот факт, что основные методические подходы и технология страхования рисков космических проектов были выработаны отечественными страховыми компаниями в результате практической деятельности в условиях отсутствия отечественного научного-методического обеспечения и практического опыта в начале рыночных реформ.


В работах отечественных страховщиков-практиков отмечается, что на сегодняшнем этапе развития отечественного страхования и ракетно-космической промышленности можно выделить следующие основные приоритетные научные проблемы.


1) В области научного обеспечения страхового законодательства:


-формирование и совершенствование всестороннего законодательства, содержащего четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков и страхователей;


-выработка долгосрочной стратегии развития отечественной ракетно-космической промышленности и рынка страхования (в том числе национального рынка страхования рисков космической деятельности);


-принятие закона Российской Федерации об обязательном страховании рисков космической деятельности; разработка политики налогообложения в страховании; разработка эффективных финансовых инструментов для размещения страховых резервов;


-разработка мер по недопущению монополизации страховой деятельности;


-регламентация деятельности в РФ иностранных страховых компаний с учетом международных обязательств РФ; система лицензирования, которая применяется ко всем страховщикам, включающая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;


-унификация условий страхования рисков космической деятельности;


-разработка правовой регламентации получения информации, составляющей коммерческую тайну, имеющей  значение для выяснения обстоятельств страхового случая.


2) В области создания страховой инфраструктуры и подготовки научных кадров по страхованию:


-разработка мер по повышению страховой культуры, стимулированию добровольных видов страхования; организация подготовки соответствующих статистических баз, возможно с привлечением международных финансовых организаций. Без этого невозможны расчеты страховых тарифов и страховых резервов;


-подготовка кадров для страхования рисков космических проектов. Подготовка специалистов и экспертов на стыке трех областей деятельности: страхования, космической техники и юриспруденции (в первую очередь в сфере международного права), а также специализирующихся на проведении экспертизы страховых случаев, связанных с РКТ.


3) В области природной и техногенной безопасности космической деятельности и космических проектов:


-идентификация и оценка природной и техногенной опасности  космической деятельности, изделий РКТ и объектов наземной космической инфраструктуры;


-обобщение и развитие теоретических и практических основ анализа и управления рисками от чрезвычайных ситуаций техногенного характера при осуществлении космической деятельности и эксплуатации изделий РКТ, объектов наземной космической инфраструктуры;


-совершенствование и развитие систем мониторинга, прогнозирования и оценки риска при осуществлении космической деятельности и эксплуатации изделий РКТ, объектов наземной космической инфраструктуры;


-создание систем информационного обеспечения управления рисками чрезвычайных и нештатных ситуаций с применением новых информационных технологий.


4) В области страхования рисков космической деятельности и космических проектов:


-изучение и анализ практики космического страхования;


-обобщение и развитие теоретических и практических основ организации страхования рисков космических проектов и космической деятельности;


-создание новых страховых механизмов, способствующих усилению рыночных возможностей производителей РКТ;


-создание механизма реализации и управления программами страхования рисков космической деятельности;


-разработка и утверждение типовых правил страхования рисков космической деятельности;


-законодательное оформление льготных условий страхования для  организаций, осуществляющих запуски РКТ в космос;


-предоставление гарантии внеочередного бесплатного запуска резервного космического аппарата (КА) в случае аварии при запуске основного КА; повышение надежности РКТ, в том числе за счет обеспечения достаточной степени резервирования их основных  систем;


-гарантирование надежности РКТ перед оформлением договора страхования за счет реализации комплекса мер по повышению надежности и обеспечению безопасности пусков; внедрение в практику страхования схемотехнического анализа при организации страхования изделий РКТ (совместно со статистическим анализом данных по эксплуатации изделий РКТ); взаимные консультации между предприятиями-производителями и страховыми компаниями по итогам проведения испытаний РКТ с целью оценки ее надежности; введение механизма вознаграждения предприятий-разработчиков надежных образцов РКТ и организаций, проводящих техническую экспертизу и контроль качества;


-наличие резервных изделий РКТ на случай аварии;


-выработка единых подходов к страхованию космических проектов c учетом возможного расхождения расчетных и фактических результатов испытаний на надежность РКТ;


-обеспечение страховых компаний статистической информацией, необходимой для оценки величины страхового возмещения;  разделение страхового риска между несколькими страховыми компаниями, создание пулов для осуществления космического страхования.


Одна из основных проблем космического страхования – это научное обеспечение процессов формирования российского страхового законодательства по вопросам обеспечения безопасности космической деятельности и организации страхования рисков космических проектов. Для дальнейшего развития страхования в отечественной ракетно-космической промышленности прежде всего необходима разработка научно-обоснованных подходов к разработке законодательных актов, требуемых для организации страхования рисков космических проектов.


Таким образом, сегодня ощущается определенная потребность в усилении взамосвязи теории и практики организации страхования рисков космических проектов, необходимость глубокого научного обобщения практики страхования рисков космических проектов, углубления разработок как ближайших, так и перспективных вопросов развития страхования рисков космических проектов.


Решение проблемы организации управления рисками космических проектов  предприятий (организаций) ракетно-космической промышленности, образцов РКТ и космической деятельности, в том числе с широким привлечением и внедрением возможностей страхования, внесет значительный вклад в успешное выполнение космических программ различного назначения и снижение величины возможных ущербов при осуществлении космической деятельности.


(с сокращениями)


Д.А. Медведчиков


Список использованной литературы

1.Корунов С.С., Медведчиков Д.А., Миронюк Н.Ю. Методическое обеспечение страхования космических программ. – М.: Издательский центр «Анкил», 1996. – 64 с.

2. Плешков А.П., Орлова И.В. Очерки зарубежного страхования. – М.: Издательский центр «Анкил», 1997 г. – 200 с.

3. Страхование космических рисков. Справочное пособие. Под ред. Николаева В.Б., Шутова В.С. – М.: «Русь-Фильм», 1997 г. – 187 с.

4. Медведчиков Д.А. Организационно-экономические принципы страхования космических рисков. – М.: Издательский центр «Анкил», 1998 г. – 184 с.

5. Основы страховой деятельности: Учебник. Отв. ред. проф. Федорова Т.А. – М.: Издательство БЕК, 2002.- 768 с.

6. Хохлов Н.В. Управление риском. - М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Цысь А., Цариков А. Современное развитие космического страхования в России. // Страховое дело, 1997, №6.

8. Цысь А. СГ «Мегарусс» - динамика развития. // Аэрокосмический курьер, 1999, №2.

9. Цысь А.А. Космическое страхование в 1999 году. // Страховое дело, 2000, №6.

10. 15. Огинский А., Денисов Е. Гарантия от космических «ЧП». // Аэрокосмический курьер, 2000, №6.

11. Цикалюк С. Полис ВСК помогает преодолеть земное притяжение. // Аэрокосмический курьер, 2001, №1.

12. Заградка И. Страховая группа «Мегарусс»-всегда в поиске и активной работе на благо России. // Аэрокосмический курьер, 2001, №2.

13. Каменецкий А. Полис для покорителей вселенной. // Аэрокосмический курьер, 2001, №4-5.

14. Цариков А. Перестраховочный пул и партнерство. // Аэрокосмический курьер, 2002, №1.

15. Сидорчук В.П. Система экологического страхования как элемент экологического аудита. // Страховое дело, 2002, №7.

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Особенности и виды перестрахования
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 5 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2022 Космическое страхование.