Страхование космической деятельности: история, динамика развития, эффективность, анализ рисков |
Страховое дело. - №9. – 1995. – с. 43-53Страхование космических проектов и программ – одна из непрерывно и динамично развивающихся, в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники (РКТ) и расширением использования космического пространства, областей страхового бизнеса, связанная с высокотехнологичными и высокорисковыми аспектами космической технологии.
В связи с развитием коммерческой космической деятельности во всем мире в целом и в России в частности, роль страхового обеспечения реализации многочисленных космических проектов и программ возрастает в силу значительных финансовых затрат, направляемых на их осуществление. В рамках осуществления крупных космических проектов страхование представляет собой средство защиты прогнозируемых или предусмотренных капиталовложений путем предотвращения финансовых потерь, которые могли бы иметь место вследствие возникновения случайных факторов, выраженное в фиксированной, заранее известной сумме, которая может быть включена в затраты на реализацию космических проектов. Как и в других областях страховой деятельности существует большое количество возможностей обеспечения страховой защиты участников рынка космических услуг, включающих как традиционные (например: страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности; транспортировкй изделий РКТ, различного ряда задержками и компенсациями убытков разнообразного характера), так и специфические виды страховых услуг (например: страхование процессов выведения космических аппаратов (КА) на рабочую орбиту и их эксплуатации). В основном осуществляется страхование коммерческих КА, которые классифицируются по функциональному назначению на КА связи, дистанционного зондирования Земли, метеорологические и научные. Несмотря на то, что большую часть страхуемых КА составляют спутники связи, метеорологические аппараты и аппараты дистанционного зондирования Земли также составляют значительный сегмент целевого рынка для космического страхования, в то время как научные КА из-за того, что их разработка осуществляется за счет государственных средств, как правило, не подвергаются страховой защите. Основной рынок космического страхования сосредоточен в таких странах как: Великобритания, США, Франция, Германия, Италия. Несмотря на то, что на страховом рынке преобладают европейские страховщики, в настоящее время более широко используется ориентация на страну и на потребности рынка (см. табл. 1), где ведущее положение занимают США. Таблица 1. Некоторые ведущие компании, занимающиеся страхованием космической деятельности
Это объясняется тем, что американские производители ракетно-космической техники являются общепризнанными лидерами в производстве КА. Так с 1972 г. по апрель 1994 г. они получили головные контракты на изготовление 279 (77,4% от всех произведенных КА) гражданских спутников связи, а по состоянию на апрель 1994 г., объем текущих заказов (с учетом готовой продукции) составлял 53 спутника, что соответствовало 73% от всех мировых контрактов. Доля европейских фирм на рынке спутниковых систем составляет примерно 22,5%. На апрель 1994 г. европейские компании в числе головных подрядчиков на изготовление спутников составили 11,1% мирового объема заказов.
Историческая справкаИстория космического страхования ведется с 1965 г., когда впервые был застрахован коммерческий спутник связи «Intelsat-I». В силу того, что процесс выведения спутника на рабочую орбиту считался весьма ненадежным, а спутник являлся экспериментальным, то были застрахованы только предстартовая подготовка КА (5 млн.долл.) и ответственность перед третьей стороной (25 млн.долл.). 1965 г. – Страхование предстартовой подготовки и ответственности перед третьей стороной КА «Intelsat-I». 1968 г. – Корпорация «Comsat» застраховала запуск 7 КА «Intelsat-III». 1975 г. – Ведение переговоров о страховании орбитальных операций КА «Satcom». 1981 г. – Первый застрахованный запуск РН «Ariane» (КА «Marecs»). 1984 г. – Страхование КА «Westar-IV» и «Palapa B2» при выведении на многоразовом транспортном космическом корабле (МТКК) «Space Shuttle». 1986 г. – Аварийный запуск МТКК «Space Shuttle». 1990 г. – Первый застрахованный запуск китайской РН «Long March» (КА «Asiasat-1»). 1991 г. – Возобновление коммерческих запусков РН США после неудачи в 1986 г. МТКК «Space Shuttle» (запуск РН «Atlas-Centaur»). 1992 г. – Возобновление коммерческих запусков МТКК «Space Shuttle» с КА «Intelsat-VI». 1994 г. – Неудачный запуск РН «Ariane» (наибольшие финансовые потери за всю историю космического страхования-365 млн.долл.). За это время существенно расширился спектр предоставляемых страховых услуг, в результате чего сейчас страхуются почти все этапы «жизни» КА, включая: -производство; -предстартовую подготовку; -старт; -довыведение на рабочую орбиту; -эксплуатацию на орбите; -риски отсрочки запуска; -ответственность перед третьей стороной; -политические риски. Несмотря на 30-летнюю историю, космическое страхование остается относительно небольшим и довольно специализированным видом коммерческой деятельности. Однако, рассматривая результаты страховой космической деятельности за достаточно длительный временной промежуток и учитывая размеры страхового рынка (с 1965 г. по сегодняшний день было застраховано более чем 230 коммерческих спутников) можно сделать вывод о возможности получения приемлемой прибыли в этом секторе коммерческой деятельности. Для этого на начальном этапе оценки возможно простое сравнение общей суммы всех оформленных заявок на страхование на некоторый период времени (5-10 лет), с предполагаемой суммой страховых выплат за тот же период. Так, если взять десятилетний период (например, с 1983 по 1993 г.) и считать, что ставки страховых взносов за все застрахованные в этот период спутники (было застраховано 117 КА различного назначения) были одинаковы, то техническая ставка (ставка страховых взносов, оправдывающая отчисления, которые дают возможность заключать страховые договоры при любых потерях) за вычетом организационных и управленческих расходов составляет около 15%. После этого, посредством совместного анализа статистических данных страховой деятельности, требуемых владельцами изделий РКТ видов услуг и статистики удачных/неудачных запусков можно попытаться объяснить вариации страховых ставок. В целом страховые компании не придерживаются единого подхода к организации страхования в области космической деятельности. В большинстве своем они используют общепринятые ставки взносов, которые устанавливаются в зависимости от используемой при запуске ракеты-носителя, предприятия-изготовителя или владельца КА. В результате этого, те производители космической техники, которые наилучшим образом зарекомендовали себя, имеют возможность получения дополнительной прибыли через более низкие размеры страховых взносов. Так, например, в настоящее время клиенты, применяющие для запуска своих КА европейскую ракету-носитель семейства «Ariane-4» имеют выигрыш в страховом взносе в 2-3% от общепринятой ставки, которая в настоящее время стабилизировалась на уровне 18-20% (для полного покрытия рисков во время запуска и эксплуатации КА на орбите, в то время как ставки за страхование только эксплуатации КА на орбите составляют 1,5-3%). Это позволяет владельцам полезного груза экономить несколько миллионов долларов. В то же время представители некоторых страховых компаний утверждают о возможности использования единой ставки страховых взносов только в расчете на долговременные периоды, обосновывая это статистическими данными о количестве успешных и аварийных запусков, которые показывают невозможность достоверного прогнозирования результатов отдельного запуска. Владельцы спутников также заявляют о слишком высоких размерах взносов. Тем не менее, основные страховые компании считают, что в последние годы их деятельность становится менее рискованной, так как показатели надежности космической техники приближаются к такому уровню, когда они смогут выплачивать страховые возмещения из получаемых ими страховых взносов. Объем страховых премий (взносов) значительно вырос за последние 10 лет, особенно с середины 80-х гг. В 1994 г. фирмы-страховщики космических рисков выплатили около 740 млн.долл. страховых возмещений. Тем не менее, ставки страховых взносов не были существенно увеличены – более того, осуществляющие страхование фирмы подняли величину максимальной суммы, на которую может быть застрахован запуск (дееспособность страхования) до 550 млн.долл., а для уже работающего на орбите аппарата – до 280 млн.долл. В среднем запуск коммерческого телекоммуникационного спутника страхуется на 200 млн.долл. Этому способствовало сокращение общего количества компаний, занимающихся страхованием космических проектов и программ в середине 80-х гг., которые несли значительные финансовые потери из-за неисправностей ракет-носителей. Благодаря этому сокращению, оставшиеся на рынке страховые компании получили возможность значительно увеличить размеры страхования и повысить дееспособность. По мере того как дееспособность медленно восстанавливалась, размеры страхования возросли до уровня, более соизмеримого с риском. Так в 1986-87 гг. рынок был весьма неактивным, а в период 1990-94 гг. демонстрировал рост. Для понимания возможностей рынка по страхованию спутников необходимо рассмотреть прогнозные оценки развития рынка коммерческих запусков. Так, к примеру, на протяжении 1988-1993 гг. было запущено в общем 126 коммерческих спутников (в среднем по 21 в год). При этом наблюдается острая конкурентная борьба на этом рынке между основными производителями РН, что приводит к колебаниям средних стоимостей запуска и средних страховых ставок. Так, если в 1960-70 гг. все западные коммерческие спутники были выведены американскими ракетами-носителями («Atlas», «Delta», «Titan»), то с 1979 г. основная масса западных КА запускается европейской ракетой-носителем «Ariane-4», разработанной специально для выведения коммерческих спутников. Сейчас эта ракета-носитель имеет 4 модификации (разрабатывается пятая) и представляющий ее на рынке консорциум «Arianespace» владеет 60% долей мирового рынка коммерческих запусков. В последние несколько лет конкуренция на этом рынке значительно увеличилась в связи с появлением РН России и Китая. В период 1994-96 гг. ожидается запуск 70-74 коммерческих спутников (23-25 каждый год), а в течение 1997-2002 гг. – 77-98 спутников (16-19 каждый год). При этом реальное количество, предлагаемых к пуску спутников может колебаться, и все они являются объектом пристального интереса страховых компаний. За прошедший с момента выдачи первого страхового полиса на КА «Intelsat-I» тридцатилетний период значительно повысился уровень страхового обеспечения космической деятельности, которое представляет в настоящее время широкий спектр услуг страхования. Традиционно спутники страхуются согласно последовательности событий в их жизненном цикле, которые включают 4 основных этапа: -производство; -предстартовую подготовку; -старт; -эксплуатацию. Последний этап может быть разбит на подэтапы: -довыведение на рабочую орбиту; -эксплуатация на орбите. При этом страхование довыведения КА на орбиту и рисков при эксплуатации на орбите может быть включено в полис по запуску, который часто покрывает 12-ти месячный период после выведения КА. Отдельные полисы покрывают этапы эксплуатации КА на орбите. Также возможно страхование: -ответственности третьих сторон по пуску; -рисков, связанных с отсрочкой запуска; -политических рисков. Общее страхование включает следующие позиции:
Производство
Производственная стадия включает потенциальные опасности, которые хорошо известны в других областях страхования и могут быть застрахованы подобным образом. Например: -страхование оборудования; -страхование повреждений материалов; -страхование в процессе изготовления; -страхование всех рисков, связанных с производством. Эти фазы включают всю деятельность на этапе изготовления, сборки и испытаний КА, включая транспортировку на полигон запуска.
Предстартовая подготовка
Эта стадия включает транспортировку на стартовую позицию, временное хранение, сборку РН и КА, включая предстартовые испытания и хранение компонентов топлива. Страхование обычно заканчивается ранее определенным моментом времени, например: -включением двигателей 1-й ступени РН; -раскрытием фиксаторов стартовых сооружений; -моментом старта.
Старт
Стадия начинается с момента окончания предстартовой подготовки, а страховое покрытие обеспечивается с заранее оговоренного момента времени, каковым может быть: -запуск двигателей 1-й ступени РН; -раскрытие фиксаторов стартовых сооружений. Типичный период страхования – 12 месяцев. Покрытие включает следующие фазы жизни спутника: -доставка КА на переходную орбиту; -отделение от РН; -выведение на геостационарную орбиту; -орбитальные маневры; -раскрытие солнечных батарей и антенн; -орбитальные испытания; -начальный период эксплуатации; -первые два витка на орбите.
Эксплуатация
На этой стадии обеспечивается защита от: -полной потери КА; -частичной потери функциональных способностей КА; -потери доходов от эксплуатации КА; -прерывания функционирования КА; -потери связи с наземными станциями.
Ответственность перед третьими лицами
Этот аспект страхования обеспечивает страховку третьих сторон против аварийных случаев при запуске РН и КА. Формально запускающее государство является ответственным за потерю, повреждение или вред, причиненный запускаемым объектом. Пределы ответственности обычно устанавливаются в соглашении о запуске.
Риски отсрочки запуска
Обеспечивается страхование негативных аспектов, которые могут возникнуть в результате задержки запуска спутника. Задержка может быть результатом технических проблем с РН или КА. Наихудшие задержки вызваны потерей РН, отчет о результатах исследования неудачи должен быть представлен запускающей стороной ранее, чем будет запущен другой объект. Могут быть застрахованы: -потери доходов от эксплуатации; -последовательные потери возможностей по выполнению целевых задач; -расходы, понесенные владельцем КА в результате использования альтернативных возможностей КА; -окончание проекта.
Политические риски -страховка от отмены экспортной лицензии на спутник, который собиралась запускать иностранная держава. Например, правительство США может изменить положение, позволяющее американским спутникам и технологиям использоваться в неамериканских системах; -защита от конфискации спутника в стране запуска; -защита от расторжения контракта. В качесте показателей эффективности страхования в недавнем прошлом использовались совокупные размеры страховых взносов и выплат за год, выраженные в долларах по текущему курсу в виде функций времени. Если берутся чистые взносы (за вычетом стоимости текущих операций и накладных расходов), то их сумма за вычетом выплат отражает прибыльность отрасли. Для получения обобщенного показателя эффективности необходимо просуммировать ежегодные данные. Однако в силу того, что расчеты производятся в долларах по текущему курсу, т.е. без поправок на инфляцию, то ежегодные значения разности между взносами за вычетом выплат, выраженные в долларах по текущему и постоянному курсам, приобретают смысл. Так с конца 70-х гг. совокупная величина взносов страховой отрасли впервые превзошла выплаты в 1992 г. При неизменном курсе доллара это утверждение было бы неверным, т.к. совокупные выплаты превзошли бы взносы более чем на 100 млн.долл. Показатели состояния страховой отрасли существенно меняются с учетом премиального фонда, формируемого в случаях превышения взносов над выплатами. Если же выплаты превышают взносы, возникают издержки (фонд) займа. Премиальный фонд определяется успешностью использования и размерами создающих его фондов при средней ежегодной процентной ставке по обязательствам. Поскольку количество успешных запусков/аварий можно прогнозировать только на основе вероятностных методов, то и величину страховых выплат, а также разницу сумм взносов и выплат определяют вероятностными методами. Задача страховых компаний состоит в том, чтобы на основе данных о страховых ставках (для различных РН, характеризующихся различной надежностью) определить вид кривой прибыли, обеспечивающей приемлемый уровень риска, или чтобы, как минимум, вероятность того, что полученная прибыль превысит заданный уровень. Эффективность страховой отрасли можно рассчитавать через вероятность превышения различных уровней чистой прибыли. Для этого рассчитывается вероятностное распределение прогнозируемой чистой прибыли страховой отрасли для всей совокупности коммерческих РН с учетом их надежности, надежности КА, ожидаемых величин страховых ставок, стоимостей запусков и КА, планируемого количества запусков и величин накладных расходов. Обобщенное распределение показывает вероятность того, что чистая прибыль превысит установленные уровни. Сравнительно высокая вероятность небольшой или отрицательной прибыли свидетельствуют о необходимости повышения страховых ставок. В противном случае объемы страхования и его эффективность могут снизиться. Анализ, проведенный западными специалистами, делает прогнозы того, что при существующем уровне страховых ставок в 18-20%, вероятность улучшения положения на рынке космического страхования составляет 50%. Решение финансовых проблем космического страхования затрудняется отсутствием методик, позволяющих с высокой точностью определять надежность пусковых операций и начальных стадий эксплуатации КА на орбите, а также достаточно низкими показателями надежности существующих ракет-носителей при относительно небольшом количестве их пусков, что отражается на количестве аварийных пусков. Технический анализ общего риска основывается на исследованиях возможностей отказов двух основных компонентов: транспортной системы выведения (РН) и самого КА. Суть методик оценки состоит в оценке комплекса мер, предпринимаемых производителем на стадиях «жизненного цикла» изделий РКТ (проектирование, производство, экспериментальная отработка и эксплуатация с целью повышения надежности как их составных частей, так и отдельных элементов и узлов). По американским данным, отказы ракет-носителей «Atlas» и «Titan» распределяются следующим образом: из-за ошибок проектирования и конструирования – 30%, из-за ошибок в процессе производства – 30% и из-за нарушения технологических процессов при эксплуатации-40%. В силу того, что надежность не является свойством, которое можно придать готовому изделию, она обеспечивается комплексом мер, осуществляемых на всех этапах, начиная от создания изделий и заканчивая эксплуатацией. При этом на каждой стадии «жизненного цикла» изделия РКТ надежность зависит от огромного количества факторов (например: применяемые модели расчета, принятая технология изготовления, совершенство контроля, количество испытаний, качество доработки конструкции, квалификация персонала и т.д.) и обеспечивается соответствующим изменением этих факторов. При проектировании изделий РКТ их надежность удобно рассчитывать в виде некоторой функции от надежности составных частей:
Н=f(H1, H2, H3…Hi), где f – не случайная функция.
Нi – надежность составных систем РН или КА (аппаратура системы управления, двигательные установки, конструкция и т.д.). Поскольку показатели надежности основных частей и систем РН и КА при проектировании можно считать независимыми друг от друга, то надежность РН или КА можно считать равной произведению: Н=ПНi, где I меняется от 1 до N. После чего надежность каждой составной части РН и КА рассчитывается своими методами. На стадии проектирования надежность достигается: -разработкой программы обеспечения надежности; -обоснованием и заданием количественных значений показателей надежности систем и агрегатов; -проведением проектных расчетов надежности; -введением к системам и агрегатам требований по надежности, сроку службы, ресурсу, резервированию, проведением анализа возможных отказов. Обеспечение надежности на этапе производства достигается системой мероприятий, касающихся оборудования, технологических процессов, технического персонала. Контроль качества изготовления и надежности обеспечивается: -входным контролем материалов и комплектующих изделий; -контролем качества изготовления агрегатов, узлов и приборов; -контролем стабильности параметров агрегатов, узлов, приборов, а также контролем стабильности технологических процессов изготовления; -проведением контрольно-выборочных испытаний и др. Изменение надежности изделий РКТ за время проведения экспериментальной отработки сейчас рассматриватся по формулам разных авторов. Эти функциональные зависимости роста надежности от числа испытываемых РН (КА) в основном получены по данным статистики и применимы для отдельных классов аппаратов, а точнее - для аппаратов того разработчика, по данным которого и была построена математическая модель изменения надежности. Однако основной стистический материал по надежности конструкции накапливается в результате эксплуатации изделий РКТ, но тогда эти данные представляют интерес лишь для будущих разработок и в меньшей степени – для эксплуатирующихся РН и КА, поскольку они эксплуатируются и при неточном знании надежности. Задачей экспериментальной отработки изделий РКТ является выявление тех ошибок и дефектов, которые были допущеы в процессе проектирования, конструирования и производства. Для этого создается и отрабатывается методика проведения испытаний на жизнеспособность и надежность конструкции всего изделия. При этом объем экспериментальной отработки должен обеспечивать: -всестороннюю экспериментальную отработку элементов и систем при проведении всех видов испытаний на всех режимах эксплуатации; -подтверждение количественных и качественных требований по надежности при наземной отработке элементов, систем и РН (КА) в целом; -осуществление сбора и обработки информации о дефектах и неисправностях. На сегодня в страховании рисков космической деятельности в России существует ряд проблем, вызванных как низкими возможностями отечественных страховщиков из-за отсутствия у них необходимых страховых резервов, недостатка опыта проведения страхования космических проектов и отсутствия страховой инфраструктуры, так и особенностями национальной космической промышленности. Эти проблемы вызваны: -отсутствием финансовых средств на страхование у государственных предприятий, которые, являясь полностью зависимыми от средств, выделяемых государством на космческие программы, могут осуществлять страхование только за счет полученной прибыли, т.к. государство не выделяет им средства на страхование. Если бы расходы на страхование входили в себестоимость продукции предприятий космического комплекса, то они, возможно, стали бы страховать свою деятельность, так как это было бы экономически выгодным; -отсутствием опыта страхования космических программ у российских космических предприятий. (с сокращениями) Д. Медведчиков Источники: 1. «Space Risks» - the Willis Corroon Inspace Pocket Guide to Space and Space Insurance, 1995. 2. «Satellite Insurance Guide», Marsh and Mclennan, 1992. 3. Aerospace America, 1994, vol.32, №1, p.26-30. 4. News from Prospace, 1993, №35, p.62-64. 5. Space News, 1995, 22-28/III, vol.4, №12, p.9. 6. Military Space, 1995, 23/1, vol.12, №2, p.1-3. 7. Aviation Week and Space Techology, 1995, 20/II, vol.142, №8, p.44. 8. Новости космонавтики, 1994, №1, 1995, №1, №8. |