Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Основные виды страхования рисков космической деятельности
Автор: Дмитрий Медведчиков   

Основными видами космических рисков, по которым в первоочередном порядке осуществляется защита имущественных интересов предприятий и организаций ракетно-космической промышленности при осуществлении пусков ракет-носителей с космическими аппаратами с помощью страхования, являются:

а) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

б) риски повреждения инфраструктуры стартовых комплексов  космодромов;

в) риски утраты средств выведения (ракет-носителей (РН), разгонных блоков (РБ) и т.д.);

г) риски утраты космических аппаратов (КА).


В страховании космических рисков можно выделить нижеследующие типовые варианты страхования в зависимости от жизненного цикла объектов космических средств:


1. Cтраховая защита предоставляется в период изготовления, сборки и последующих испытаний узлов, агрегатов, систем и объектов космических средств на предприятии-изготовителе. В объем ответственности страховщика включается риск гибели (утраты) и (или) повреждений застрахованных космических средств.


2. Страхуются риски в период транспортирования объектов космических средств, их хранения, предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при пуске ракеты космического назначения (РКН). В объем ответственности страховщика включается риск гибели (утраты) и (или) повреждений застрахованных космических средств.


3. Страхование предоставляется на период пуска РКН и покрывает:

-риск гибели (утраты) объекта страхования в процессе пуска РКН, выведения КА в заданную точку космического пространства;

-риск, приведший к частичной или полной потере возможности применения КА по целевому назначению по любой причине в процессе проверки готовности аппаратуры и оборудования КА на протяжении 180 суток с даты  пуска;

-риск ответственности перед третьими лицами при проведении пуска РКН.

В случае отмены пуска ответственность со страховщика не снимается и действует в течение оговоренного в договоре страхования периода либо до повторного пуска.


4. Страховая защита предоставляется на период орбитальной эксплуатации КА (в том числе орбитальных группировок КА). Страхование покрывает риск нарушения работоспособного состояния КА, приведшего к ограничению либо невозможности его применения по целевому назначению и риск ответственности оператора КА (группировки КА) перед третьими лицами.


5. Комбинация любых перечисленных видов страхового покрытия.


Страхование рисков космических проектов  и космических средств может включать практически все известные виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла космического проекта и объектов космических средств.


При страховании космических средств выделяется ряд базовых периодов, охватывающих:

-изготовление (разработку, производство и наземную экспериментальную отработку  объектов космических средств на заводах-изготовителях);

-транспортирование космических средств;

-хранение космических средств;

-проведение монтажных работ и подготовку на космодроме;

-проведение пуска РКН;

-проведение летных испытаний (ввод в летную эксплуатацию) и эксплуатацию  космической техники на орбите;

-утилизацию объектов космических средств (контролируемое или неконтролируемое сведение КА с рабочей орбиты).


Первые четыре из них объединяют в период, называемый предполетным. Этап изготовления объектов космических средств является наиболее длительным по времени и ресурсозатратным.


К предпусковым рискам относятся риски ошибок проектирования и задержек в производстве космических средств, риски случайного их повреждения при производстве, транспортировании и подготовке на техническом комплексе (ТК) до начала проведения предстартовых операций с РКН, а также риски, связанные с причинением ущерба третьим лицам при выполнении этих работ.


При этом страхуется риск физического повреждения и (или) гибели объектов космических средств, объектов инфраструктуры космодрома. Страхование рисков наземной подготовки составных частей РКН, как правило, включается в договоры страхования пуска. В качестве страхователей могут выступать заказчик проекта, изготовитель объектов космических средств или исполнитель работ по подготовке РКН (пусковая организация) на космодроме.


Также на предполетном этапе ущерб может быть причинен сооружениям и оборудованию, используемым при производстве, транспортировании, хранении и подготовке элементов РКН к пуску (стартовым комплексам, помещениям для подготовки,  оборудованию для наземного обслуживания).


Эксплуатация объектов космических средств представляет собой наиболее рискованный этап, включающий в себя сложные и опасные технологические операции. Риски при эксплуатации обусловлены возможностью наступления нештатных ситуаций, приводящих к отказам.  На этапе эксплуатации возрастает значение ошибок обслуживающего персонала в процессе выполнения технологических операций.


С точки зрения организации страхования эксплуатационные процессы целесообразно рассматривать применительно к составным элементам РКН (РН, РБ, КА, обтекателям) и объектам космической инфраструктуры.


В страховании космических рисков можно выделить имущественное страхование, страхование ответственности и  личное страхование.

В качестве объектов имущественного страхования при осуществлении космических проектов выступают:

-имущественные интересы предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, участников космических проектов;

-РКН и их составные части;

-объекты космической инфраструктуры.


Оъектами страхования ответственности перед третьей стороной являются имущественные интересы участников космических проектов, связанные с обязанностью возмещения ущерба, нанесенного ими третьим лицам.  Страхование ответственности  перед третьими лицами подразумевает защиту имущественных интересов, обусловленную необходимостью возмещения ущерба, причиненного по вине следующих участников космического проекта:

-государства (государств), осуществляющего пуск;

-собственника космических средств;

-организации, производящей пуск.


Обязанность возмещения ущерба, нанесенного третьим лицам при осуществлении космических проектов, вытекает из международного космического права, а также регламентируется гражданским законодательством РФ.


В качестве объектов личного страхования выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью персонала объектов космической инфраструктуры, предприятий ракетно-космической промышленности, космонавтов.


К имуществу относятся элементы РКН (РН, РБ, КА, головной обтекатель (ГО)) и любое другое имущество, находящееся на ТК и стартовом комплексе (СК) космодрома и необходимое для осуществления операций по предстартовой подготовке и пуску РКН, а также находящееся на объектах космической инфраструктуры.


К страхованию имущества относится:

-страхование объектов космических средств от гибели (утраты) и (или) повреждения с момента погрузки в транспортные агрегаты на заводе-изготовителе до момента пуска РКН;

-страхование элементов  РКН от гибели (утраты) и (или) повреждения с момента  запуска двигателей РКН до момента отделения КА от РН (РБ);

-страхование КА от гибели (утраты) и (или) повреждения при вводе в эксплуатацию и при эксплуатации (повреждения - в случае, если КА не соответствует заданным требованиям, но остается пригодным для эксплуатации в течение полного/частичного срока эксплуатации или гибели,  когда КА полностью непригоден для эксплуатации) на рабочей орбите. Договор страхования вступает в силу после подтверждения работоспособности КА и, как правило, заключается на один-три года, по окончанию которых возобновляется на следующий одно-трехлетний период;


-страхование от гибели (утраты) и (или) повреждения технических и стартовых комплексов, средств управления КА, стендовых комплексов, обеспечивающих проведение комплексных испытаний объектов космических средств, сооружений полигонного измерительного комплекса и комплекса измерений пристартового района, посадочных комплексов элементов, входящих в состав РКН, других сооружений и средств наземной инфраструктуры. Риски для этих объектов могут возникать при проведении испытаний и пусков, при строительстве объектов, монтаже и их переоборудовании, от стихийных бедствий.


Во всех случаях страхования от ущерба страховая сумма определяется до вступления договора страхования в силу. При страховании объектов космических средств в период предстартовой подготовки и пуска страховая сумма равна стоимости замены объектов космических средств, включая расходы на повторный пуск и на осуществление операций предстартовой подготовки. Аналогично определяется страховая сумма на период орбитальной эксплуатации КА. Здесь только учитывается тот факт, что в начале периода летной эксплуатации общая страховая сумма равна стоимости повторного пуска заменяющего КА.


В имущественном страховании космических рисков можно выделить два вида - страхование  объектов космических средств на различных этапах их жизненного цикла и страхование объектов космической инфраструктуры. Страхование объектов космических средств осуществляется на этапах: предполетном, пуска и эксплуатации на орбите.


Предполетное страхование включает страхование элементов РКН в процессе их производства, транспортирования, хранения и подготовки к пуску на космодроме. К предполетным рискам относятся риски ошибок при проектировании и конструировании объектов космических средств, задержки производства элементов РКН, риски их повреждения на этапе производства, при транспортировании и подготовке на техническом комплексе и стартовом комплексах космодрома, а также риски, связанные с причинением ущерба третьим лицам при выполнении этих работ. При этом страхуются риски физического повреждения и (или) гибели (утраты) элементов РКН в процессе изготовления, транспортировки, хранения и подготовки к пуску на космодроме.


Страхование рисков предстартовой подготовки элементов РКН, как правило, включается в договор страхования пуска РКН. В качестве страхователей могут выступать заказчик проекта, изготовители элементов РКН или исполнитель работ по подготовке РКН к пуску (пусковая организация).


Также на предполетных этапах ущерб может быть причинен сооружениям и оборудованию, используемым при производстве, транспортировании, хранении и подготовке элементов РКН к пуску (техническому и стартовому комплексам, помещениям для подготовки,  оборудованию для наземного обслуживания).


Для этапа производства объектов космических средств характерны потенциальные опасности, которые хорошо известны в других областях страхования и могут быть застрахованы на тех же условиях.


Например:

-страхование производственного оборудования;

-страхование повреждений материалов;

-страхование изделий в процессе изготовления;

-страхование всех рисков, связанных с производством. Под техническими рисками этапа производства понимается комплекс рисков, среди которых различают монтажные риски,  риски, связанные с функционированием электронного оборудования и т.п. Под рисками монтажных работ понимаются риски, возникающие в процессе сборки и проведения наземных испытаний объектов космических средств. Таким образом, на этапе производства объектов космических средств возможно страхование:

-строительно-монтажных рисков. Объектами страхования являются: здания, сооружения, машины, запасные части к ним, материалы и имущество, предназначенное для изготовления и монтажа. Возмещению обычно подлежат прямые ущербы от гибели или повреждения  застрахованного имущества, происшедшие в результате: ошибок при проведении работ, дефектов в застрахованных объектах, за исключением стоимости устранения ошибок, дефектов, стоимости замены или восстановления дефектных объектов страхования или их частей; небрежности обслуживающего персонала и третьих лиц; воздействие электроэнергии в виде короткого замыкания и т.п.; разрыва тросов и цепей, падения деталей и других предметов; пожара и других стихийных бедствий (наводнение, взрыв, землетрясение, вихри и т.п.); любых других внезапных и непредвиденных событий.

Если в договоре страхования не оговорено иного, обычно из ответственности страховщика исключаются убытки, произошедшие в результате военных действий или мероприятий и их последствий; умышленного действия или грубой небрежности страхователя.

Для определения степени риска и установления страховых премий страховщики тщательно изучают договор на производство работ и техническую документацию. Одну из групп рисков представляет страхование от огня и взрывов. Часто причиной пожара являются сварочные работы. Страхование ответственности перед третьими лицами включает в себя ответственность перед любыми лицами. Таким образом, ответственность страховщика складывается из большого количества  отдельных рисков. При страховании строительно-монтажных рисков принято применять франшизу;


-страхование электронного оборудования. Возмещаются прямые ущербы, возникшие в результате гибели и повреждения оборудования. В объем ответственности входят гибель и повреждение застрахованного имущества в результате поломок, возникших из-за дефектов в материале, ошибок при конструировании, изготовлении и демонтировании, взрыва, короткого замыкания и т.п. за исключением стоимости устранения самих ошибок и дефектов, замены дефектных частей и затрат на профилактику.

Возмещению не подлежат косвенные убытки, а также ущерб, причиненный застрахованному имуществу, за которые несут ответственность производитель или поставщик имущества. Страховой суммой застрахованного имущества является стоимость его замены аналогичным имуществом на момент страхования, включая упаковку, фрахт, таможенные пошлины. При полной гибели имущества возмещается стоимость его замены аналогичным имуществом, за вычетом амортизации и стоимости спасенного имущества, включая расходы на упаковку, перевозку, таможенные пошлины и монтаж, если эти расходы были включены в страховую сумму;


-страхование электронно-вычислительных устройств и рисков, связанных с их эксплуатацией. Базируется на стандартных условиях страхования машин от поломок с учетом высокой насыщенностью электроникой. Развитие электронной техники и расширение применения электронно-вычислительных устройств делают этот вид страхования весьма перспективным;


-страхование от огня и других стихийных бедствий. Комплекс различных видов страхования строений, оборудования, готовой продукции, сырья, материалов и других материальных ценностей;


-страхование гражданской ответственности. Особый вид страхования, обеспечивающий страхователю возмещение в размере суммы, которая будет с него взыскана по гражданскому иску в пользу третьих лиц в случае увечья или смерти, гибели или повреждения их имущества от несчастного случая, происшедшего по вине страхователя;


-cтрахование профессиональной ответственности. Данное страхование связано с финансовыми потерями третьих лиц, вызванными действиями, ошибками, упущениями персонала страхователя. Страхование распространяется не на какой-либо конкретный случай, а действует в течение срока, оговоренного в договоре страхования. Страхование также распространяется на случаи, которые произошли во время действия договора страхования, но обнаружены после определенного периода, т.е. после истечения срока договора;


-страхование финансовых рисков;


-страхование стендовых испытаний  ракетных двигателей. Договоры страхования являются эксклюзивными, так как для оценки риска необходимо провести анализ показателей надежности при проведении стендовых испытаний базовых ракетных двигателей и автономных испытаний комплектующих агрегатов, знать технологию изготовления, сборки и внутризаводской транспортировки, стендовое оборудование и технологию проведения испытаний;


-страхование машин от поломок. Этот вид страхования востребован предприятиями в связи с тем, что при выдаче банками кредитов требуется иметь залоговое имущество, которое должно быть застраховано. В случае невыплаты кредита банку, чтобы реализовать залог, нужно иметь исправное оборудование или получить возмещение от страховой компании. Может быть застрахован широкий спектр машинного оборудования, используемого в коммерческих и производственных целях.


При страховании машинного оборудования объекты страхования должны быть охарактеризованы в соответствии со следующими категориями: индивидуальное оборудование, группы специализированных машин (полис выдается для всех объектов), все оборудование, установленное на территории страхования (комплексная форма страхования).


Страхование отдельных групп оборудования и комплексная форма покрытия являются настолько всеобъемлющими, что могут включать множество объектов с низкой стоимостью, которые вряд ли стоит страховать. Для того, чтобы удержать затраты на страхование в пределах допустимой нормы, страховщики вводят соответствующую франшизу. При этом типе страхования исключениями из страхового покрытия являются сменные детали (сверла, фрезы и т.п.), как правило, неметаллические части, сырье, транспортные средства, передвижное строительное оборудование.


Страхователь должен гарантировать, что  все застрахованное машинное и другое оборудование эксплуатируется надлежащим образом, систематически и не перегружается. Должны соблюдаться инструкции по эксплуатации, техническому содержанию и капитальному ремонту, поэтому страховщик имеет право контроля процесса эксплуатации оборудования.


Объектом страхования являются машины, механизмы, оборудование, инструменты. Возмещению обычно подлежат только прямые ущербы от гибели и повреждения застрахованного имущества вследствие: непредвиденных поломок и дефектов застрахованных машин, механизмов, оборудования, инструментов; ошибок и неосторожности персонала страхователя или третьих лиц; разрыва тросов и цепей, падения застрахованных предметов и удара их о другие предметы; перегрузки, перегревы, вибрации, заклинивания, разладки, засорения механизмов посторонними предметами и т.п.; поломки и неисправности деталей, защитных и регулирующих приспособлений.



Страхование не покрывает стоимость устранения дефектов, допущенных при изготовлении или ремонте застрахованного имущества, естественного износа, косвенных ущербов в результате потерь от сокращения производства;


-страхование по риску «перерыв в производстве». Целью страхования является защита от последствий ущерба вследствие наступления следующих событий: пожара, удара молнии, падения на застрахованное имущество пилотируемых аппаратов или их частей, взрыва паровых котлов, газопроводов, сосудов, работающих под давлением, взрыва взрывчатых веществ и газа, используемых  для бытовых и промышленных целей, стихийного бедствия, аварии в системах водоснабжения, отопления, канализации, автоматического пожаротушения, кражи со взломом, грабежа, разбойного нападения, преднамеренного действия третьих лиц, направленного на повреждение или уничтожение застрахованного имущества.

Страхованием обеспечивается компенсация прибыли, которую предприятие могло заработать, если бы страховое событие не произошло. Под прибылью понимается разница между выручкой от застрахованной деятельности и затратами на осуществление этой деятельности, включаемыми в себестоимость, за вычетом налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и акцизов

.

Как правило, страхователь должен восстановить производство как можно быстрее для того, чтобы ограничить ущербы в результате перерыва в производстве. Временной лимит покрытия, как правило, оговаривается в договоре страхования.


Подлежат возмещению текущие расходы страхователя: платежи за пользование электрической энергией, газом, водой, отоплением, телефоном, расходы на основную зарплату штатных сотрудников и вознаграждение сотрудникам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам, платежи по уплате единого социального налога, проценты по кредитам, если эти средства привлекались до наступления страхового случая для инвестиций в той области застрахованной деятельности, которая была прервана вследствие гибели или повреждения имущества;


-страхование информационных рисков. Информационный риск с точки зрения страхования - это возможность возникновения непредвиденных расходов в результате потери или искажения информации в компьютерах, информационных системах и сетях связи.


Достичь абсолютной защищенности информации практически невозможно, и страхование является инструментом возмещения непредвиденных ущербов. В то же время страхование не может решить проблему минимизации информационных рисков без проведения комплекса мероприятий по защите информации.


Стоимость такого страхования индивидуальна для каждого конкретного случая, она определяется совместно со специалистами, специализирующимися в области информационных технологий и телекоммуникаций.


Страхование информационных рисков включает страхование от ущербов:

-связанных с утратой, искажением или хищением компьютерной информации, блокированием работоспособности информационных и телекоммуникационных систем и выводом их из строя;

-вызванных перерывом в производственной деятельности из-за сбоев, отказов и неработоспособности систем и утраты компьютерной информации (предпринимательский риск);

-связанных с использованием электронных платежных систем, систем электронных расчетов (межбанковский клиринг, электронный перевод средств и т.п.).

Сопутствующим видом страхования информационных рисков является страхование от преступлений в сфере компьютерной информации и электронной связи;


-страхование лизинговых операций. Участие страховых компаний является неотъемлемой частью лизинговых операций при организации лизинга оборудования, т.к.  существует страховой риск неисполнения обязательств заемщиком по кредитному договору вследствие неисполнения контрагентом заемщика-лизингодателя обязательств по договору лизинга, который страхуется по правилам страхования финансовых рисков, связанных с непредвиденными расходами. Страхуется также предмет лизинга как имущество.


Для заключения договоров страхования должны быть известны основные условия сделки: кредитор, сумма кредита, срок кредита, процентная ставка, обеспечение лизингодателя и поручительство лизингополучателя, а также предмет лизинга, сумма лизинговых платежей, срок финансового лизинга, страховая сумма, страховой тариф, разница между оценочной и залоговой стоимостью;


-страхование непредвиденных расходов. Ряд предприятий, разрабатывающих рисковые инвестиционные проекты, в основе которых лежат новые технологии, вводят в схему их отношений с заказчиками механизм страхования;


-другие.


На этапах производства и наземной экспериментальной отработки объектов космических средств целесообразно использование следующих типов страхования:

-страхование элементов РКН и их оборудования от гибели и/или повреждения в процессе производства;

-страхование производственного оборудования от гибели и/или повреждения;

-страхование электронно-вычислительных устройств и рисков, связанных с их эксплуатацией;

-страхование машин и оборудования от поломок; страхование от огня и стихийных бедствий;

-страхование гражданской ответственности, обеспечивающее страхователю возмещение в размере суммы, которая будет с него взыскана по гражданскому иску в пользу третьих лиц в случае увечья или смерти, гибели или повреждения их имущества, происшедшего по вине страхователя;

-страхование профессиональной ответственности – компенсации ущербов третьих лиц, причиненных действиями, ошибками, упущениями персонала страхователя;

-страхование финансовых рисков;

-страхование стендовых испытаний ракетных двигателей;

-страхование риска «перерыв в производстве»;

-страхование информационных рисков;

-страхование лизинговых операций;

-другие.


Указанные виды страхования обеспечивают финансовую защиту деятельности предприятий при изготовлении, сборке и экспериментальной отработке объектов космических средств. Страховщик возмещает прямые ущербы от повреждения застрахованного имущества, произошедшие в результате непредвиденных событий, не исключенных договором страхования.  Страховая сумма представляет собой полную стоимость объекта страхования, включая стоимость проектирования, технической документации, материалов, оборудования, и рабочей силы.


На этапах  транспортирования  элементов РКН на космодром пуска, временного хранения целесообразно осуществление страхования:


-грузов. В международной практике выработаны стандартные условия. Основными условиями страхования грузов является страхование "с ответственностью за все риски". По этим условиям подлежат возмещению ущербы, расходы и премии по общей аварии, а также ущербы от повреждения и гибели всего или части застрахованного имущества, происшедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и ряда других рисков, связанных со спецификой груза и его транспортировкой.



По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков могут быть застрахованы за дополнительную премию. По условиям страхования грузов "с ответственностью за частную аварию" возмещаются ущербы от повреждения или гибели всего или части груза вследствие различных причин. Не возмещаются ущербы, исключенные из условий страхования "все риски". Наряду с указанными условиями страхования грузов, существуют также условия "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения".

 

Эти условия по объему ответственности, перечню страховых событий, по которым подлежат оплате ущербы, а также совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования   "с ответственностью за частную аварию". Разница между этими условиями состоит в том, что по условиям  "с ответственностью за частную аварию" возмещаются ущербы от повреждения или полной гибели всего или части груза, в то время как по условиям "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" возмещаются только ущербы от гибели всего или части груза;


-страхование «каско» перевозочных средств (судов, самолетов, автомобилей, железнодорожных вагонов, т.п.). Не включается страхование имущественных интересов, связанных с перевозочными средствами (расходов по снаряжению перевозочных средств, ответственности перед третьими лицами в связи со столкновениями и т.д.);


-страхование от поломок машин;

-страхование от огня и других стихийных бедствий;

-cтрахование профессиональной ответственности;

-страхование гражданской ответственности;

-другие.


При этом обеспечивается страховая защита от гибели (утраты) и (или) повреждений элементов РКН и связанного с пуском оборудования. Кроме этого, возможно страхование задержек, дополнительных расходов, возникающих при гибели (утрате) и (или) повреждении элементов РКН.


Страхованием на этапе предстартовой подготовки покрываются риски полной гибели (утраты) и (или) повреждения элементов РКН, их основных  систем, вспомогательного оборудования, а также объектов наземной космической инфраструктуры. Период страхования может охватывать: временное хранение; транспортирование в пределах ТК и стартового комплекса (СК) испытания, сборку элементов РКН и РКН на ТК; заправку КА и РБ на ТК; подготовку, испытания и заправку РКН на СК.


Под «полной гибелью» РКН при предстартовой подготовке понимается гибель РКН и ее составных частей, систем и элементов в процессе транспортирования, подготовки, испытаний и заправки, в результате чего пуск не может быть произведен и дальнейшее использование РКН и ее составных частей по целевому назначению становится полностью невозможным.


Под «частичной гибелью (повреждением)» понимается повреждение РКН и ее составных частей, их систем и элементов, при которых пуск может быть отложен на период проведения ремонтно-восстановительных работ. Критерии повреждения определяются по соглашению между страхователем и страховщиком исходя из конкретных условий подготовки РКН к пуску.


Дополнительно могут быть застрахованы косвенные ущербы вследствие гибели (утраты)  и (или) повреждения РКН и ее составных частей, их систем и элементов. К ним относятся финансовые риски: потеря дохода из-за отсрочки пуска в результате повреждения РКН, КА и/или их частей; расходы, связанные с повторным пуском.


Этап предстартовой подготовки характеризуется проведением особо опасных и ответственных операций. Размер ущерба определяется стоимостью погибшего (поврежденного) имущества, РН, КА, РБ, дополнительными расходами по их ремонту и восстановлению, а также штрафными санкциями при задержке пуска.


Страхование рисков гибели (утраты) РКН при пуске является наиболее востребованным типом страхования. Именно при пуске РКН подвергается наибольшей опасности - риску полной гибели (утраты).


Застрахованными могут быть как РКН, представляющая собой в общем случае совокупность РН, РБ, КА,  ГО и любой полезной нагрузки (транспортного или грузового космического корабля, модуля пилотируемой орбитальной станции и др.), так и каждая из составных частей РКН, объекты космической инфраструктуры; жизнь и здоровье космонавтов и персонала предприятий промышленности, космодромов пуска; ответственность за причинение вреда третьим лицам, природной среде и за качество работ, выполняемых специалистами промышленности, космодромов при подготовке и пуске РКН; дополнительные расходы по организации повторного пуска.


Особенностями этапа пуска являются:

-широкая номенклатура и высокая стоимость космических и привлекаемых материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;

-достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, обусловленная не абсолютно высокими характеристиками надежности и качества изготовления элементов РКН, а также ошибками обслуживающего персонала.


На этапе пуска могут быть застрахованы интересы страхователя, связанные с:

-сохранностью объектов космических средств (КА, пилотируемых космических кораблей, РН, РБ, орбитальных станций, многоразовых космических систем и др.), их основных систем и элементов (систем энергопитания, обеспечения теплового режима, управления, передачи данных и пр.);

-сохранностью объектов космической инфраструктуры (технических и стартовых комплексов, средств управления КА, других сооружений и средств);

-жизнью и здоровьем космонавтов и персонала ракетно-космической промышленности, космодромов;

-ответственностью за причинение вреда третьим лицам и природной среде (почве, открытым водоемам и подземным водам, атмосфере и др.);

-качеством работ, выполняемых специалистами ракетно-космической промышленности, космодромов по подготовке и пуску РКН.


Страхование пуска обеспечивает компенсацию ущербов, возникающих в результате  аварийного пуска РКН (с момента подачи санкционированного сигнала на пуск РКН или включения ДУ первой ступени РН и до выведения КА в «точку стояния»). 


Страховое покрытие предусматривает возмещение стоимости изготовления элементов РКН и проведения пуска, и/или оплату стоимости проведения ремонтных работ по восстановлению работоспособности бортовых систем и полезной нагрузки КА. Могут быть застрахованы: гибель и/или повреждение РКН, КА, РБ, их составных элементов и систем; гибель и/или повреждение транспондеров КА связи.

 

Под «полной гибелью» при пуске РКН понимается: гибель (утрата) РКН и КА в процессе выведения на орбиту; невозможность выведения КА в «точку стояния»; потеря связи при нахождении КА  в «точке стояния»; не достижение цели пуска.


Под «частичной гибелью» (повреждением) понимается отказ любой бортовой системы КА, приводящий к ухудшению условий связи, ориентации, точности удержания КА в «точке стояния».  Критерии частичной гибели определяются по соглашению сторон исходя из конкретных условий выведения и эксплуатации КА.


В качестве критерия успешности пуска может выступать следующий: "после завершения периода орбитальных проверок КА должен находиться в заданной точке орбиты при минимальном и заранее определенном количестве неисправностей на борту и иметь достаточное количество запасов топлива для функционирования в течение всего запланированного срока". Также все бортовые системы КА должны удовлетворять критериям, установленным в техническом задании на КА.


Дополнительно могут быть застрахованы косвенные ущербы вследствие гибели (утраты) и (или) повреждения РКН и КА. К ним относятся финансовые риски: потеря дохода в результате повреждения КА и/или его систем; расходы, связанные с устранением неисправностей бортовой аппаратуры.


При реализации полномасштабной космической программы может применяться страхование серии пусков. Срок действия договора страхования при этом достаточно большой - охватывает несколько лет. Страховая сумма на каждый пуск определяется заранее или подлежит корректировке по результатам предшествующего пуска.


Страхование серии пусков позволяет:

-заранее зарезервировать емкость российского и международного рынков страхования космических рисков на определенный период времени, что способствует более  дешевой и качественной организации перестраховочной защиты;

-зафиксировать на определенный период времени стоимость страхования и перестрахования на международном рынке.  Это позволяет при тенденции роста ставок страхования, сохранить льготные условия и цены;

-уменьшить затраты страхователя, страховой компании и перестраховщиков на заключение, ведение и сопровождение договоров страхования и перестрахования;

-организовать более качественную и эффективную перестраховочную защиту на международном рынке за счет выбора оптимальных условий перестрахования;

-сохранить преемственность и единство страховой политики страхователя на российском и международном рынках страхования и перестрахования;

-снизить общие расходы страхователя на организацию страхования и перестрахования на российском и международном рынках в среднесрочной (при страховании полугодовой или годовой программы пусков) и долгосрочной (при страховании 2-х-5-ти годичной программы пусков) перспективе;

-учесть требования страхователя к условиям страхования и перестрахования.


Страхование рисков гибели (утраты), повреждения или отказа КА включает страхование от повреждения и полной гибели КА в процессе пуска, орбитальных маневров и приемо-сдаточных  испытаний КА при вводе его в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию КА длится от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период происходит раскрытие солнечных батарей и антенн, проведение коррекции траектории орбиты, включение и проверка систем КА.


Договором страхования может устанавливаться, что при реализации страхового события страховщик должен компенсировать:

-стоимость замены КА;

-стоимость подготовки и проведения повторного пуска.


Период страхования может включать следующие этапы выведения КА на орбиту:

-отделение от РКН;

-выведение КА на переходную орбиту;

-переход КА на геостационарную орбиту;

-орбитальные маневры;

-раскрытие солнечных батарей и антенн;

-орбитальные проверки бортовой аппаратуры;

-введение КА в  эксплуатацию.


Страхование КА при вводе его в эксплуатацию (летных испытаниях) компенсирует собственнику  КА возможные ущербы от гибели (утраты) и (или) повреждения КА и его целевой аппаратуры с момента отделения КА от РН или РБ до начала летной эксплуатации КА. Осуществляется страхование апогейного отклонения, раскрытия антенн и солнечных батарей, включения различных подсистем КА. Кроме того, страхование данного вида защищает от отказов бортовой аппаратуры, приводящих к ухудшению технических характеристик или к уменьшению сроков активного существования.


Этап ввода КА в летную эксплуатацию может покрываться договором страхования пуска или самостоятельным договором.


Страхование КА при его летной эксплуатации на орбите компенсирует ущербы, происходящие во время эксплуатации КА на орбите в результате гибели (утраты), повреждения КА, частичных или полных отказов его бортовой аппаратуры, отдельных систем, потери связи с наземными станциями, гибели и/или повреждения транспондеров.


Дополнительно может быть предоставлено страховое покрытие от косвенных ущербов в результате гибели и (или) повреждения КА и его систем. К ним относятся финансовые риски:

-потеря дохода в результате гибели и/или повреждения транспондеров и целевой аппаратуры;


-преждевременного прекращения эксплуатации КА или его деградации; возмещение расходов, связанных с ликвидацией неисправностей бортовой аппаратуры; потеря дохода в результате перерывов в эксплуатации КА, потери ресурса, связи с наземными службами. Действие страхового покрытия начинается после ввода КА в летную эксплуатацию (окончания действия договора страхования пуска).


При этом период эксплуатации КА на орбите может быть разбит на несколько подпериодов, а страхование может распространяться на каждый из этих подпериодов. Например, для КА с расчетным сроком эксплуатации 7-12 лет страхованием, как правило, охватываются первые один-три года. При этом проводится ежегодная оценка технического состояния КА, так как может произойти ухудшение его характеристик, приводящее либо к ограничению работоспособности, либо к полной гибели.


Для  страхователей возможно несколько вариантов страхования летной эксплуатации КА на орбите:

1. «пуск» + 180 суток эксплуатации на орбите - страхование от повреждения и полной гибели (утраты);

2. «пуск» + 180 суток эксплуатации - страхование только от полной гибели (утраты) КА;

3. «пуск» + 12 месяцев эксплуатации - страхование от повреждения и полной гибели или только от полной гибели (утраты);

4. «пуск» + 24 месяца эксплуатации - страхование от повреждения и полной гибели или только от полной гибели (утраты);

5. «пуск» + 36 месяцев эксплуатации - страхование от повреждения и полной гибели или только от полной гибели (утраты);

6. «пуск» + 60 месяцев эксплуатации - страхование от повреждения и полной гибели или только от полной гибели (утраты).


Если КА признан погибшим, то страховщик, выплативший страховое возмещение, может потребовать передачи КА в его собственность на основании отказа страхователя от права на застрахованное имущество при выплате страхового возмещения в размере полной страховой суммы. Если же иск оплачен, а КА продолжает ограниченно эксплуатироваться, то страховщики могут потребовать компенсацию за использование КА.


Страховые компании очень внимательно и тщательно рассматривают все случаи возникновения неисправностей КА. Своевременное и полное уведомление страховщика о неисправностях следует делать по той причине, что в случае предъявления заявления на выплату страхового возмещения, первым делом страховщики выясняют была ли предварительная информация об обстоятельствах повреждения или гибели КА.


Перед тем как начнет действовать договор страхования летной эксплуатации КА, страховщики должны ознакомиться с отчетом о его техническом состоянии после пуска, который должен содержать перечень всех неисправностей, возникавших или возникших при пуске, для того, чтобы страховщики могли представить себе риск  дальнейших отказов перед тем как согласиться на предоставление страхования по новому договору. Подобные отчеты необходимы и в случае страхования серии КА по одному договору.


Хотя фактически маловероятно изменение договора для последующих КА серии, страховые компании имеют право пересмотреть согласованные с ними пункты договора страхования, если что-то случилось с предыдущим КА серии и это вызвало изменения в конструкции КА, которые еще предстоит вывести на орбиту.


Таким образом, элементы РКН страхуются  в соответствии с последовательностью событий в их «жизненном цикле», которая включает следующие этапы:

-производство (окончательная сборка, испытания, хранение);

-транспортировка на космодром пуска и внутрикосмодромная транспортировка;

-предстартовая подготовка;

-пуск;

-эксплуатация (ввод в эксплуатацию, снятие с эксплуатации);

-утилизация.


Помимо элементов РКН могут быть застрахованы объекты космической инфраструктуры, к которым относятся:

-СК, обеспечивающие проведение предстартовой подготовки и пуск РКН;

-стендовые комплексы, обеспечивающие проведение комплексных испытаний РН и ее составных частей;

-сооружения полигонного измерительного комплекса и комплекса измерений пристартового района;

-посадочные комплексы элементов, входящих в состав РКН;

-ТК, предназначенные для проверки элементов РКН, сборки РКН и подготовки их к вывозу на СК;

-средства наземного автоматизированного комплекса управления полетом КА.


Риски для этих объектов могут возникать:

-при проведении испытаний и пусков;

-при строительстве, монтаже и переоборудовании;

-при стихийных бедствиях (применительно к космодромам Байконур и Плесецк - бури, ураганы, оседание почвы, землетрясения, а также удары молний и т.д.).


Страхование объектов космической инфраструктуры, участвующих в подготовке и проведении пуска РКН осуществляется по договору страхования, который может покрывать риски гибели (утраты) и (или) повреждения ТК, СК, входящих в их состав агрегатов и систем, заправочного и пускового оборудования. Период страхования начинается с момента начала подготовки элементов РКН на ТК космодрома и заканчивается в момент штатного отделения первой ступени РН.


Еще одним  видом страхования на этапах предстартовой подготовки,  пуска, летной эксплуатации, утилизации является страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при осуществлении космического проекта.


Страхование ответственности перед третьими лицами  осуществляется в соответствии с  «Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами №2008» (ратифицирована 28 сентября 1973 г.,   вступила в силу 9 октября 1973 г.) и вызвано обязанностью участников космического проекта осуществить компенсацию ущерба в следующих случаях:

-падение элементов РКН вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;

-возникновение экологической катастрофы при аварии РКН с токсичными компонентами топлива;

-причинении вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.


Объектом страхования ответственности являются имущественные интересы участников космического проекта, связанные с их гражданской ответственностью за причинение вреда личности или имуществу третьих лиц в результате осуществления работ на ТК, СК, при пуске РКН и эксплуатации  КА (группировок КА) на орбите.


Принято, что организация, осуществляющая пуск РКН – пусковое агентство,  покупает страховое покрытие для всех участников космического проекта, указывая заказчика и подрядчиков/субподрядчиков в договоре страхования как дополнительно застрахованных. Оплату страховой премии по данному виду страхования осуществляют совместно заказчик и пусковое агентство.


Контракты на оказание услуг по подготовке и пуску РКН обычно проблему ответственности перед третьими лицами адресуют исключительно страхованию, ограждая участников проекта от исков, как со стороны, так и от партнеров - путем взаимного отказа от предъявления претензий.


Страховое покрытие  по договору страхования ответственности охватывает период с момента времени начала подготовки элементов РКН на космодроме и до истечения определенного момента  с даты успешного пуска РКН или одного года с момента аварийного пуска РКН.


Договор страхования ответственности защищает страхователя от финансовых убытков, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьим лицам, и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может не оказаться достаточно средств, чтобы компенсировать ущерб.


Особенностью страхования ответственности перед третьей стороной является то, что никто заранее не может оценить размеры ущерба. В связи с этим договор страхования включает в число ответственных за ущерб, причиненный третьим лицам, всех причастных к этому, включая сострахователей, на которых могла бы распространяться такая ответственность.


Основной проблемой гражданской ответственности перед третьей стороной является то, что космический проект осуществляется при участии большого количества смежных предприятий и необходимо определить границы гражданской ответственности каждого из участников проекта.


Здесь возможна реализация следующих подходов при определении границ ответственности:

-головной исполнитель выдает каждому соисполнителю технические задания с указанием показателей надежности, которые должны иметь разрабатываемые системы и которые соисполнитель должен подтвердить расчетами и результатами испытаний. После приемки работ головным исполнителем соисполнитель освобождается от ответственности, а возможные отказы и потеря работоспособности систем приписываются неудачному стечению обстоятельств;

-головной исполнитель при заключении договора с соисполнителем оговаривает условие согласно которому последний обязан выплатить компенсацию в случае нанесения ущерба из-за отказа изделий, которые поставлял соисполнитель. Это позволяет точно определить, кто несет ответственность за происшедшую аварию.


Существует страхование ответственности и при возвращении в атмосферу. Согласно «Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» ответственность при возвращении в атмосферу является исключительно ответственностью перед третьей стороной. При возвращении КА в атмосферу возможно возникновение ущерба третьим лицам и, как следствие, претензий экономического характера.


Покрытие по договору страхования ответственности перед третьей стороной не распространяется на ущерб сооружениям и стартовому оборудованию, РКН, а также причинение вреда жизни и здоровью персонала, участвующему в проведении пуска. Покрытие договора не распространяется и на финансовые ущербы, представляющие собой потерю ожидаемых доходов, а также на такие  последствия пуска, как шум, разного рода загрязнения и другие негативные явления, не имеющие причиной непредвиденные обстоятельства и имеющие место в процессе пуска РКН или эксплуатации КА на орбите.


Страхование промышленных рисков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Согласно Закону, ряд производственных объектов ракетно-космической промышленности может быть отнесен к категории потенциально опасных.

При страховании рисков космических проектов осуществляется также и личное страхование. Объектами личного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, медицинским и пенсионным обеспечением космонавтов и персонала объектов космической инфраструктуры. Страхование жизни космонавтов является обязательным элементом выполнения пилотируемых полетов.

 

Кроме страхования жизни и здоровья космонавтов осуществляется  страхование жизни,  от несчастных случаев и болезней персонала объектов космической инфраструктуры, участвующего в технологических операциях предстартовой подготовки элементов РКН и пуска РКН, а также предприятий ракетно-космической промышленности.


Таким образом, при  страховании рисков космических проектов возможно выделить следующие виды страхования:

-имущественное страхование элементов РКН при производстве, хранении и транспортировании, предстартовой подготовки к пуску, пуске и  эксплуатации;

-имущественное страхование  объектов космической инфраструктуры при проведении работ, от стихийных бедствий;

-страхование ответственности за ущерб третьим лицам;

-страхование жизни, здоровья космонавтов и персонала ракетно-космической промышленности;

-страхование промышленных рисков;

-другие.

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Особенности и виды перестрахования
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 39 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2021 Космическое страхование.