Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
Международные и национальные нормативно- правовые акты зарубежных стран, регламентирующие вопросы ответственности и страхования при осуществлении космической деятельности
Автор: Дмитрий Медведчиков   

При осуществлении страхования космических проектов  необходимо учитывать положения законодательных и нормативно-правовых документов стран-участников проектов.


Реализация  международных проектов обусловливает необходимость рассмотрения соответствующих документов зарубежных стран с точки зрения требований по страхованию.

 

Основополагающие требования по международной ответственности государств, участвующих в космической деятельности, содержатся в «Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Договор по космосу) от 10 октября 1967 г. и «Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 марта 1972 г., соответствующие статьи которых приводятся ниже.


«Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 10 октября 1967 г. определяет международную ответственность за ущерб, причиненный при космической деятельности.


В ст.VI отмечается, что «государства-участники Договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем Договоре».


Согласно ст.VII «каждое государство-участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам».


«Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» от 29 марта 1972 г., является основным действующим нормативным актом, регламентирующим  комплекс вопросов, связанных с установлением международной ответственности государств-участников космической деятельности.


В ст.I определяются основные термины, используемые в Конвенции:


«а) термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных правительственных организаций;

в) термин «запуск» включает попытку запуска;

с) термин «запускающее государство» означает:

I)  государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта;

II)  государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;

d) термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части».


Ст.II определяет, что «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете».

 

Ст.III устанавливает, что «если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает».

 

Ст.IV устанавливает, что:


«1. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующих пределах:


а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;


b)    если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством  определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.


2. Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствами соразмерно степени их вины: если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такое распределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность».

 

Ст.V  гласит:

«1. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.


2. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.


3. Государство, с территории или установок которого производится запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска».


Согласно Ст.VI «1. При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.

 

2. Никакого  освобождения не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела».

 

Ст.VII определяет, что «положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства:


а) гражданам этого запускающего государства;


b) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта».

 

Ст.VIII устанавливает:

«1. Государство, которому причинен ущерб либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, может предъявить запускающему государству претензию о компенсации за такой ущерб.


2. Если государство гражданства потерпевшей стороны не предъявило претензии, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, причиненного на его территории любому физическому или юридическому лицу.


3. Если ни государство гражданства потерпевшей стороны, ни государство, на территории которого был причинен ущерб, не предъявили претензии или не уведомили о своем намерении предъявить претензию, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, который причинен лицам, постоянно проживающим на его территории».


В статье IX устанавливается:

«Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании настоящей Конвенции. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами Организации Объединенных Наций».


Статья X провозглашает:

«1. Претензия о компенсации за ущерб может быть предъявлена запускающему государству по происшествии не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государство, которое несет ответственность за ущерб.


2. Однако если государству не известно о причинении ущерба или если оно не смогло установить запускающее государство, которое несет ответственность за ущерб, то это первое государство может предъявить претензию в течение одного года с даты, когда ему стали известны указанные выше факты; этот период, однако, ни в коем случае не превышает одного года с даты, когда, по разумным предположениям, такое государство могло узнать об этих фактах, приложив должные усилия.

 

3. Сроки, определенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, применяются даже в том случае, когда полный объем ущерба может быть не известен. Однако в этом случае государство-истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительную документацию по истечении таких сроков, но не позднее одного года после того, как стал известен полный объем ущерба».

 

Ст.XI утверждает, что «никакое положение настоящей Конвенции не препятствует государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства. Государство, однако, не имеет права предъявлять на основании настоящей Конвенции претензию о возмещении того же ущерба, в отношении которого возбужден иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства или же на основании другого международного соглашения, обязательного для заинтересованных государств».


Согласно ст.XII «компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется, в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был  причинен».


В ст.XIII-XX указывается порядок предъявления, рассмотрения и компенсации претензий.


Таким образом, если по общему международному праву государство не несет ответственности за действия своих юридических и физических лиц, которые не действуют от имени или по поручению государства, то международно-правовая ответственность по космическому праву имеет следующие особенности:


1. Договором по космосу установлено, что государство несет международную ответственность за национальную деятельность в космосе независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а запускающее государство несет международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами,


2. Материальная ответственность государства за ущерб регулируется специальным договором,


3. Предусматривая абсолютную ответственность за ущерб, космическое право не устанавливает верхнего предела выплачиваемой компенсации.


Запускающее государство, получая информацию о том, что не территорию какого-либо государства упал его объект и что этот объект является опасным или вредным, должно принять немедленные меры по предотвращению наступления вреда (под руководством и контролем государства, на территории которого оказался объект). В других областях деятельности обязанность принятия мер по предотвращению наступления вреда лежит на пострадавшей стороне.

 

Основанием для возникновения материальной ответственности запускающего государства в связи с деятельностью различных юридических лиц, занимающихся космической деятельностью, является причинение вреда объектом или средством его доставки, а также их составными частями на поверхности Земли воздушному судну в полете или космическому объекту другого государства.

 

По Конвенции об ответственности ущерб может выражаться в лишении жизни, телесном повреждении или ином нанесении вреда здоровью, в лишении или повреждении имущества государства, его физических и юридических лиц, а также межправительственных организаций. Ущерб может выражаться также в причинении вреда космическому объекту другого государства либо лицам и имуществу на борту такого космического объекта.

 

Вместе с тем Конвенция не применяется к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства гражданам этого запускающего государства и иностранным гражданам, участвующим в операциях по запуску. Т.е. эти вопросы следует относить к страхованию.

 

Конвенция об ответственности проводит различие между ущербом, причиненным на поверхности Земли или воздушному судну в полете, и ущербом, причиненным в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту другого государства.


В первом случае запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсацию, а во втором - только на основании его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.


Государство освобождается от абсолютной ответственности, если докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо лиц, которых оно представляет.


Применительно к юридическим и физическим лицам, осуществляющим космическую деятельность, например, при пусках ракет государство может обратиться с просьбой не заплывать морским судам и не залетать воздушным судам в определенный квадрат в указанный период времени. Если эта просьба игнорируется, может встать вопрос об освобождении государства или государств, запускающих ракеты, от  ответственности. Однако бремя доказывания вины будет лежать на запускающем государстве.


В случае причинения ущерба космическим объектом одного государства космическому объекту другого государства бремя доказывания вины государства-ответчика лежит на государстве- истце.

 

Вопросу ответственности за ущерб при создании и эксплуатации Международной космической станции (МКС) посвящены 2 статьи Межправительственного соглашения по МКС: статья 16 - Взаимный отказ от ответственности и статья 17 - применение положений Конвенции об ответственности. Следует отметить, что статья 15 Меморандума о взаимопонимании между Росавиакосмосом и НАСА также посвящена вопросу о взаимном отказе от ответственности, но она не содержит каких-либо дополнительных положений и отсылает к Межправительственному соглашению по МКС.


Необходимо отметить, что трактовка Межправительственного соглашения по МКС термина “ущерб” несколько шире, чем в Конвенции об ответственности. В Конвенции говорится, что “ущерб” означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государства либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций.


Статья 16 Межправительственного соглашения дает следующее определение ущерба:

1) телесное повреждение любому лицу или причинение какого-либо вреда его здоровью, или потеря возможности пользоваться им.

2) ущерб любому имуществу, его утрату или потерю возможности пользоваться им.

3) потеря доходов или прибылей.

4) прочий прямой или косвенный ущерб.

 

Таким образом, трактовка термина “ущерб” существенно расширена за счет отказа от требований об ответственности за потерю доходов или прибылей или прочего прямого или косвенного ущерба, что делает границы этого понятия очень широкими, покрывающими практически все его аспекты.


С точки зрения трактовки статьи о взаимном отказе от требований об ответственности имеет понятие “защищенные космические операции”. Подразумеваются все виды деятельности (исследования, проектирование, конструирование, испытание, производство, сборку, эксплуатацию использование транспортных кораблей, станции и т.п.), относящиеся к средствам выведения, космической станции и полезной нагрузке на Земле, в космическом пространстве или на этапе полета от Земли в космическое пространство и обратно и к наземным испытательным, вспомогательным и другим техническим устройствам, объектам или услугам.

 

В соответствии со статьей о взаимном отказе от требований об ответственности каждое государство-партнер соглашается применять принцип взаимного отказа от требований ответственности, в соответствии с которым ни одно из государств-партнеров не предъявляет каких-либо претензий любому государству-партнеру, любой организации или лицу на основании ущерба, который имел место в рамках защищенных космических операций. Действие принципа взаимного отказа от требований об ответственности распространяется на любые претензии за ущерб, вне зависимости от того, что является их юридическим основанием.

 

Вместе с тем, взаимный отказ от требований об ответственности не распространяется на:

1) претензии между любым государством-партнером и его задействованной организацией или претензии, которые возникают между его задействованными организациями;


2) претензии, предъявляемые любым физическим лицам, любыми физическими или юридическими лицами, к которым перешел правовой интерес, его наследниками или физическими или юридическими лицами, к которым перешло право требования (за исключением государства-партнера) за телесное повреждение или причинение какого-либо  вреда такому физическому лицу или его смерть.


Таким образом, взаимоотношения в рамках государства-партнера решаются частноправовым порядком.


В отличие от других государств-партнеров, Япония взяла на себя обязательства возместить ущерб в соответствии с применимыми законами и правилами любому государству-партнеру или задействованной организации, чьи интересы были затронуты.


По статье 17, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16, государства-партнеры и Европейское космическое агентство продолжают нести ответственность в соответствии с Конвенцией об ответственности.


В случае,  если претензия возникает в связи с Конвенцией об ответственности, партнеры незамедлительно консультируются друг с другом относительно любой ответственности, которая может возникнуть, по любому распределению такой ответственности и по защите от такой претензии.


Таким образом,  в случае возникновения ответственности встанет вопрос о солидарной ответственности за любой причиненный ущерб.


Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределение между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность.


Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании Конвенции об ответственности от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.  До настоящего времени такого соглашения между участниками заключено не было, т.к. на этапе сборки станции, прежде всего запуска в космос ее основных элементов, каких-либо международно-правовых трудностей в толковании Конвенции об ответственности не предвидится, т.к. в случае неудачного запуска будут применяться соответствующие статьи Конвенции.

 

Наибольший риск ущерба может нести лишь этап вывода станции или ее элементов из эксплуатации в случае, например неудачного приземления или приводнения, а также вхождения в плотные слои атмосферы. Однако, с учетом регистрации, юрисдикции и контроля государств-участников над своими элементами МКС они и будут в этом случае нести ответственность за возможный ущерб. Исключением может быть лишь ситуация, при которой вся станция войдет в плотные слои атмосферы при управлении этим процессом со стороны США.

 

Что касается страхования, то оно осуществляется каждой стороной в рамках национального законодательства и нормативно-правовых норм.


В законодательстве зарубежных стран, регулирующих вопросы осуществления космической деятельности, содержатся требования по обязательному страхованию некоторых  видов этой деятельности. В первую очередь они относятся к вопросам страхования ответственности за ущерб третьим лицам и за ущерб наносимый средствами выведения федеральной собственности при проведении запусков коммерческих космических аппаратов.


Соглашение о предоставлении услуг по запускам для клиентов НАСА определяет для заказчиков услуг космических транспортных средств необходимость страхования своей ответственности перед третьими лицами. Максимальная страховая сумма составляет 500 млн.долл. за пуск одного космического аппарата. При наличии двух и более КА эта величина должна составлять 1 млрд. долл. Если ответственность не ограничивается, НАСА обязуется обеспечить возмещение любых убытков своих клиентов, превышающие эти страховые суммы.


Заказчики должны застраховать ответственность перед третьими лицами и после вывода полезной нагрузки на орбиту, хотя в этом случае НАСА не предоставляет компенсации возможного ущерба.


Поправка 1979 г. к разделу 308 закона о создании НАСА установила порядок страхования ответственности для постоянных клиентов НАСА. В них НАСА выдает страховой полис на серию запусков или на определенный период времени, а клиент должен вносить плату пропорционально. Ответственность перед третьими лицами и ответственность государства в части возмещения сверх лимитов страхового полиса начинается с момента закрепления полезной нагрузки в многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) «Спейс Шаттл» и заканчивается после его приземления.


Специальное решение бюро космических перевозок США от 8 марта 1979 г. определило нормативное требование об отказе от взаимных претензий за ущерб, нанесенный при подготовке и осуществлении запуска космического аппарата с использованием многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл».


НАСА и пользователь договариваются, что в отношении ущерба лицам и собственности, включенным в операцию системы космических перевозок, ни НАСА, ни пользователь, ни любое лицо, которое договаривается с НАСА или пользователем услуг системы космических перевозок или которое владеет собственностью или использует другое лицо, назначенное для полета на многоразовом транспортном космическом корабле «Спейс Шаттл», не вправе выдвигать каких-либо претензий в отношении ущерба собственности или смерти сотрудников персонала подрядчика, вызванных действиями НАСА, пользователя или других любых лиц, включенных в проведение операций в системе космических перевозок, при проведении операций, будь то повреждение, смерть или другой ущерб, возникшие по халатности или иным причинам (раздел V.3).


Таким образом, каждая сторона должна сама страховать свою собственность от возможного ущерба при проведении операций в космосе.

 

Закон о коммерческих запусках от 30 октября 1984 г. регулирует запуски в космос. В 1988 г. к закону были приняты поправки, а в 1994 г. Закон с поправками был кодифицирован под названием «Коммерческий космический транспорт - коммерческая деятельность по космическим запускам». Сфера применения Закона охватывает операции с носителями и стартовыми площадками. Ни изменения 1988 г., ни кодификация в 1994 г. не повлияли на сферу применения и структуру документа.


В первую очередь Закон применяется ко всем лицам, осуществляющим такую деятельность в США.


Во-вторых, он применяется к гражданам США и юридическим лицам, инкорпорированным на их территории, осуществляющим такую деятельность вне США. В-третьих, он в принципе применим и к юридическим лицам, инкорпорированным вне США, но находящимся под контролем гражданина США или американской компании при условии, что деятельность такого образования имеет место вне юрисдикции США или любого другого государства и если не существует специального соглашения о передаче юрисдикции над деятельностью такого образования другому государству.


В целом США посредством данного Закона осуществляют свою юрисдикцию во всеобъемлющем масштабе. Контроль над коммерческими запусками осуществляется как в отношении физических и юридических лиц США, так и в отношении их территории.


Закон предоставил Министерству транспорта США право выдавать лицензии на коммерческие пуски космических аппаратов (КА) и использовать при этих запусках некоторые виды федерального наземного оборудования. Каждая фирма, участвующая в космическом пуске, должна получить полис страхования ответственности перед третьей стороной в сумме, размер которой определяет министр транспорта с учетом международных обязательств США.

 

Поправки 1988 г. к Закону о коммерческих космических запусках установили, что операторы пуска обязаны страховать свою деятельность или иным способом предусмотреть финансовую ответственность перед правительством США. Это дает правительству возможность возместить путем регрессного иска свои расходы в случае ответственности перед третьим лицом, возникшей вследствие действий лицензента. Потолок страховой суммы (финансовой ответственности) установлен в 500 млн.долл.


Страховая сумма может быть понижена, если министр установит, что максимально возможная сумма ущерба от такого рода деятельности меньше 500 млн. долл. или страховой суммы максимально доступной по разумной цене на мировом рынке.

 

В результате правительство США выступает де-факто в роли страхователя своих коммерческих операторов в случае исков к ним третьей стороны в соответствии с международными обязательствами США как в пределах имеющейся у них страховой суммы, так и в том случае, если сумма иска третьей стороны выше страховой суммы.


Также, лицензентам необходимо представить свидетельство о страховании или иной финансовой ответственности на сумму до 100 млн. долл. для каждого пуска. Далее, в случае, если по условиям контракта в пуске участвует правительственная организация США, применяется положение о взаимном отказе от требований об ответственности. Это требование действует между лицензентом, его сотрудниками, подрядчиками и субподрядчиками, с одной стороны, и правительством США - с другой. В принципе это положение применяется и в том случае, если сумма ущерба больше вышеприведенного лимита (с обеих сторон).


В отношениях между лицензентом и его подрядчиками, субподрядчиками, а также клиентами взаимный отказ от требований об ответственности обязателен.


Типовое соглашение с ВВС по страхованию устанавливает ответственность и обязательства частных фирм, работающих на объектах наземной космической инфраструктуры ВВС и пользующихся их услугами. Эти услуги не должны вступать в противоречия с требованиями лицензии Министерства транспорта. При коммерческих запусках в Восточном ракетно-космическом центре штата Флорида и Западном ракетно-космическом центре штата Калифорния полная ответственность за предоставление услуг и обеспечение безопасности возложена на ВВС США.


Федеральный закон о закупках США регулирует составление контрактов НАСА с поставщиками космических объектов, комплектующих, дополнительного оборудования, а также материалов и пр., распределение ответственности между государством, подрядчиками и субподрядчиками НАСА. Лимиты ответственности и требования к участникам программ определяются типовыми контрактами.Правительственные подрядчики, субподрядчики несут ответственность перед третьими лицами в случае повреждения их продукции. Страхование производителей аэрокосмической продукции обычно покрывает ответственность перед третьими лицами, но при этом исключаются претензии, касающиеся повреждения ракеты-носителя и космического объекта.


Закон Великобритании о космосе 1986 г. требует от частных организаций, действующих в космосе, получать лицензию на космическую деятельность и наделяет госсекретаря Великобритании правом поддерживать определенный уровень контроля над такой деятельностью. Эти полномочия осуществляются госсекретарем по торговле и промышленности через Британский национальный космический центр. Закон указывает на три вида деятельности:

-пуск или обеспечение пуска космического объекта;

-управление космическим объектом;

-любая другая деятельность в космосе.


Он применяется к юридическим лицам, инкорпорированным на территории Великобритании, Шотландии или других территориях под британской юрисдикцией, а также к физическим лицам, имеющим британское подданство. Его действие распространяется и на Каймановы острова.


Закон перечисляет ряд условий, которые может содержать лицензия:

-инспектирование средств и тестирование оборудования;

-получение информации о пуске, основных орбитальных параметрах и сопутствующей информации;

-требование от лиц, имеющих лицензию, избегать загрязнения космоса и окружающей среды, нанесения вреда мирной космической деятельности других лиц, нарушения международных обязательств правительства;

-требование о страховании лицензиата от возможной ответственности за ущерб перед третьей стороной;

-другие.


Британский национальный космический центр для осуществления своей деятельности должен иметь информацию о:

-финансовом состоянии и технических возможностях оператора пуска;

-аспектах безопасности, включая технические параметры космических аппаратов;

-орбитальных параметрах космических аппаратов;

-соответствии мерам по уменьшению засоренности космического пространства для средств  выведения и космических аппаратов, включая увод с орбиты или перевод на орбиту захоронения;

-страховании на всех стадиях (пуск, управление, увод с орбиты);

-другие.

Также необходимо получение гарантии об уплате компенсации.

 

Австралийские Закон «О космической деятельности» от 1998 г. и «Положение о деятельности в космическом пространстве» от 28 июня 2001 г. устанавливают требования о получении лицензии операторами космических пусков на осуществлении космической деятельности, разрешений на пуск  и  сертификатов на международные пуски.


Закон «О космической деятельности» служит основой для лицензирования и проведения коммерческой космической деятельности. Закон устанавливает и распределяет ответственность за любой ущерб, причиненный деятельностью Австралии, связанной с осуществлением космических пусков, устанавливает систему лицензирования операций по осуществлению космических пусков, предусматривает восстановительные операции и процедуры расследования аварий, а также определяет порядок оплаты пошлины за выдачу лицензий на пуски в соответствии с требованиями внутреннего законодательства Австралии.


Одним из условий для получения разрешения на пуск является разработка и предоставление оператором пуска в правительственные органы Австралии плана страхования, который должен содержать:

-названия и адреса страховщика пуска или пусков;

-подробную информацию обо всех рисках, охватываемых страхованием;

-справку от страховщика относительно его финансовых возможностей по страхованию каждого пуска.

 

Согласно положениям Закона «О деятельности в космическом пространстве» от 1998 г. «держатель разрешения на пуск, сертификата на международные пуски несет прямую финансовую ответственность и должен предоставить доказательства того, что он обладает чистыми активами, достаточными для покрытия любых обязательств, которые могут возникнуть у держателя по любому ущербу третьим лицам, нанесенному в результате пуска или возвращения объектов ракетно-космической техники, или другие доказательства способности держателя выполнить любые обязательства по выплате компенсации за такой ущерб».


При этом определение величины ущерба возлагается на держателя разрешения на пуск, сертификата на международные пуски, который должен определить его на основании «Методики определения максимального вероятного ущерба», рекомендованной соответствующими государственными органами и обязан получить заключение в письменной форме от независимого лица, утвержденного Министром промышленности, науки и ресурсов.

Несмотря на то, что международно-правовые обязательства и неограниченная ответственность Австралии остаются в силе, Закон «О космической деятельности» дает правительству Австралийского Союза право на передачу большей части финансовых рисков, связанных с осуществлением космических пусков, коммерческим участникам пусков.


 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Особенности и виды перестрахования
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 10 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2021 Космическое страхование.