Logo
О сайте
Как застраховать космический аппарат?
Можно ли застраховать ракету-носитель?
Что такое "космический риск"?
Заходите!! Нам есть, что рассказать!!!
«Экспресс-АМ4» утрачен

Новости космонавтики.-№10.-2011.-с.39-43.

 

18 августа в 00:25:01 ДМВ (17 августа в 21:25:01 UTC) со стартового комплекса №39 площадки №200 космодрома Бай­конур был выполнен пуск РН «Протон-М» (8К82КМ №93525) с разгонным блоком «Бриз-М» (14С43 №99524) и телекоммуни­кационным спутником «Экспресс-АМ4», из­готовленным европейской компанией Astrium Satellites для российского нацио­нального оператора ФГУП «Космическая связь» (ГПКС).

 

 

В результате ошибки при подготовке цик­лограммы работы РБ «Бриз-М» аппарат был выведен на нерасчетную орбиту с парамет­рами (в скобках - для расчетной орбиты):  наклонение-51.16 град. (20.5 град.);  минимальная высота - 689 км (5210);  максимальная высота - 20252 км (35786);  период обращения - 362.7мин.

 

30 августа ГПКС официально объявило, что в результате выведения на нерасчетную орбиту спутника «Экспресс-АМ4» его ис­пользование по целевому назначению не­возможно. Оператор констатировал полную потерю КА и в связи с этим направил в ОСАО «Ингосстрах» заявление о возмещении убыт­ков. Размер страхового возмещения состав­ляет более 7.5 млрд. рублей.

 

12 сентября президент и генеральный директор Astrium Satellites Эверт Дудок (Evert Dudok) сообщил, что «Зкспресс-АМ4» находится в исправном состоянии, в защит­ном режиме, с ориентацией на Солнце и час­тично развернутыми панелями солнечных батарей. Вместе с тем Э. Дудок подтвердил заявление заказчика КА о невозможности его использования по целевому назначению.

 

Как это было

 

19 июля самолетом Ан-124-100 авиакомпа­нии «Полет» спутник «Экспресс-АМ4» был доставлен из Тулузы в Москву, а 22 июля - на Байконур. Автономная подготовка КА про­ходила в чистовом помещении МИК-50 пло­щадки 92-А. Она включала серию функцио­нальных и электрических проверок, а также заправку компонентами топлива. В работах участвовали инженеры Astrium, ГКНПЦ име­ни М.В.Хруничеа и ГПКС.

 

Носитель и разгонный блок разработаны и изготовлены в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. РБ «Бриз-М» привезли б июля, а «Про­тон-М» доставили еще раньше и к 25 июля проверили и перевели в режим хранения. Это была ракета третьего этапа модерниза­ции, способная вывести на геопереходную орбиту с использованием РБ «Бриз-М» по­лезный груз массой более 6000 кг.

 

8 августа состоялась сборка космичес­кой головной части, а 10 августа началась общая сборка ракеты космического назна­чения. 15 августа после заправки РБ носи­тель был вывезен на старт. Вечером 17 авгу­ста Госкомиссия приняла решение на за­правку РН и пуск. Старт состоялся в ночь на 18 августа в расчетное время, обеспечиваю­щее отделение КА в 09:38 ДМВ вблизи апо­гея целевой орбиты в заданных светотене­вых условиях, то есть на свету.

 

Расчетная циклограмма пуска, объяв­ленная ГКНПЦ, предусматривала выведение головного блока на суборбитальную траек­торию через 582 сек после старта с после­дующим падением третьей ступени в Тихий океан в районе 24 град.с.ш., 1б2 град.в.д. Далее следовали пять включений маршевого дви­гателя (МД) РБ: первое - для довыведения на опорную круговую орбиту, три следую­щих - для формирования большой оси ор­биты в плоскости экватора и подъема апо­гея до 35 800 км и пятое - в апогее над Ин­дийским океаном - для подъема перигея с одновременным уменьшением наклонения орбиты.

 

Следует отметить, что для всех пусков тя­желых КА на геопереходную орбиту цикло­грамма работы РБ строится по единой схеме с одинаковыми приращениями скорости и па­раметрами промежуточных орбит вплоть до четвертого импульса. Так, в результате перво­го включения формируется опорная орбита наклонением 51.55 град. и высотой 173 км, после второго - промежуточная орбита наклоне­нием 50.3 град. и высотой 270x5000 км, после третьего и четвертого - переходная орбита наклонением 49.1 град. и высотой 430x35800 км.

 

Продолжительность и величина пятого импульса зависят от массы КА. Чем она вы­ше, тем больше расход топлива РБ в четырех предыдущих включениях (при равных при­ращениях скорости) и тем меньше его оста­ется на последний, пятый, импульс.

 

Кроме того, от массы КА зависит соотно­шение между третьим и четвертым импуль­сом. В сумме по суммарной длительности они эквивалентны второму включению: МД работает 1064 и 1046 сек соответственно. Однако их приходится выдавать раздельно, так как на этом этапе полета кончаются ком­поненты в дополнительном топливном баке (ДТБ) разгонника - и он сбрасывается для облегчения головного блока. Опять-таки при более тяжелых КА это происходит раньше, то есть третий импульс получается короче, а четвертый - длиннее.

 

Заметным отличием циклограммы запуска «Экспресса-АМ4» яв­ляется сдвиг начала импульса довыведения с 706-й на 676-ю секунду по­лета. Дальнейшие включения, однако, планировались в те же сроки, что и при запуске более тяжелого КА Sirius ХМ5.

 

Прием сигналов РБ осуществлялся в зо­нах радиовидимости после доразгона, вто­рого и четвертого импульса. В последнем случае сеанс продолжался лишь 12 минут, после чего сигнал пропал - и траекторные измерения провести не удалось. Сигнал всенаправленного передатчика КА также отсут­ствовал. Информация о пятом импульсе, об отделении КА и уводе РБ в реальном време­ни доступна не была, средства радиоконтро­ля не обнаружили объект на расчетной ор­бите. Сигнал с КА после расчетного времени отделения получен не был.

 

Роскосмос сформировал комиссию по расследованию обстоятельств и причин не­штатной ситуации и межведомственный опе­ративный штаб с целью нахождения КА и вы­яснения его состояния. Подготовка к следу­ющему коммерческому запуску «Протона» с КА QuetzSat, запланированному на 14 сентя­бря, была приостановлена.

 

Около 11:00 ДМВ Стратегичес­кое командование США выдало эле­менты на один объект от состоявше­гося пуска - на орбите наклонением 49.47 град. и высоте 147x11338 км. Ло­гично было предположить, что это сброшенный ДТБ; наклонение его орбиты соответствовало ожидаемому, но высоты были явно нештатными. Это было первое указание на то, что нештатная ситуа­ция в ходе выведения развилась не позднее момента окончания третьего импульса.

 

Вычисления также дали расчетное вре­мя прохождения ДТБ через перигей орбиты -04:05:02 ДМВ, через 13201 сек после объяв­ленного момента старта и примерно через полторы минуты после восходящего узла. Этот расчетный момент почти точно совпал с выключением МД РБ по окончании третьего импульса, которое было зарегистрировано на 27 секунд позже. А это значит, что измеренная американцами орби­та ДТБ неплохо описывает реальные обстоя­тельства прохождения связки через перигей - это произошло за считанные секунды до окончания 3-го импульса и действительно на высоте порядка 150 км и при скорости око­ло 9450 м/с.

 

Сравнение с предыдущими пусками по­казало, что типовое значение аргумента перигея ДТБ - 353-354 град. Это означает, что в норме отделение бака происходит на восхо­дящем участке орбиты РБ примерно через четыре минуты после условного перигея, ко­торый остается в нескольких градусах юж­нее экватора. А вот в пуске 18 августа аргу­мент перигея оказался равным 8.5 град., то есть «переполз» экватор и оказался севернее его.

 

Суммируя сказанное, можно было пред­положить наличие в векторе тяги ДУ РБ во время третьего включения значительной вертикальной составляющей, которая при­вела, с одной стороны, к недобору продоль­ной составляющей скорости, а с другой - к смещению точки перигея вперед вдоль ор­биты и к «зарыванию» его в атмосферу.

 

Поскольку начала 4-го и 5-го импульсов были жестко заданы циклограммой, а факти­ческий период обращения головного блока уже после третьего включения значительно отличался от заданного (221 мин вместо ожидаемых 298 мин), отработка двух по­следних импульсов не позволяла сформиро­вать штатную орбиту отделения КА. В част­ности, пятый импульс был бы неминуемо вы­дан не в апогее переходной орбиты над эква­тором, а далеко на нисходящем витке.

 

В 13:00 стало известно, что измеритель­ный пункт на Байконуре зафиксировал пя­тое включение маршевого двигателя РБ и от­деление КА «Экспресс-АМ4». Оперативный анализ принятой телеметрии привел к тем же результатам, что и наши расчеты по аме­риканским данным на ДТБ: разгонный блок и спутник выведены на нерасчетную орбиту.

 

Около 19:00 была предпринята попытка приема сигнала со спутника, который, как показывали имеющиеся на тот момент рас­четы, должен был пройти семиминутную зо­ну радиовидимости с угловой скоростью до 5 град. в минуту. Используемая антенна для это­го вообще-то не подходила, так как имела низкую скорость поворота и ограниченный сектор по азимуту.

 

Выбора, однако, не было: российские станции с полноповоротными антеннами не были оснащены для управле­ния спутником на платформе Eurostar 3000. Слабый сигнал временами регистрировался, но уровень его был недостаточным для пол­ноценной работы. Повторная попытка утром 19 августа также не принесла успеха. (Как стало известно позднее, целеуказания не со­ответствовали фактической орбите КА.)

 

19 августа около 21:30 ДМВ Стратегичес­кое командование США выдало в открытый доступ орбитальные элементы еще на два объекта от состоявшегося пуска - разгонный блок и спутник. К сожалению, оно иденти­фицировало их «с точностью до наоборот» и изменило обозначения на правильные лишь 22 августа.

 

По элементам на КА и РБ определялся примерный момент, когда описываемые ими объекты находились на минимальном рас­стоянии; получилось - 18 августа в 12:46 ДМВ. Так как после отделения «Экспресса» «Бриз-М» должен был сделать два импульса увода - первый продолжительностью 12 сек и второй 100 сек, - считать полученное вре­мя моментом разделения было нельзя. Тем не менее, оно удовлетворительно совпало с расчетным моментом второго импульса уво­да РБ (12:53 ДМВ), что косвенно подтверж­дало полную отработку «Бризом» своей цик­лограммы. Иначе говоря, РБ просто «не по­дозревал», что делает что-то не так, и выпол­нил все заложенные в программу операции до конца.

 

Как только орбиты КА и РБ были опреде­лены, стало ясно: перевод «Экспресса» на геостационар потребовал бы суммарного приращения скорости около 2800 м/с - вдвое больше, чем нужно при переходе с це­левой орбиты. Для подъема перигея с дове­дением наклонения до нуля и выхода в рабо­чую точку бортового запаса топлива (2900 кг) не хватало. Сообщение ГПКС от 30 августа о невозможности вывода КА на стационар и использования по назначению базирова­лось именно на этих обстоятельствах.

 

Таким образом, оставалось всего два ра­зумных варианта работы с «Экспрессом»: свести с орбиты изделие, превратившееся в космический мусор, сразу или - после тести­рования и, возможно, проведения каких-то экспериментов в области космической свя­зи. Для этого, однако, нужно было вступить со спутником «в диалог», а связи с ним не было. Более того, ни заказчик, ни «Хруничев» как официальный подрядчик, ни Astrium в течение трех недель (!) не сообщали ничего о фактическом состоянии «Экспресса».

 

Моделирование движения объектов поз­волило установить, что КА отделился от РБ не на свету, как предусматривалось штатной программой, а в тени и вышел на освещен­ную сторону лишь через 25 минут после это­го. А поскольку аппараты класса Eurostar 3000 при построении начальной ориентации полагаются в первую очередь на солнечные датчики, «Экспресс-АМ4», не обнаружив Солнца, должен был перейти в защитный ре­жим и работать по запасной программе. Этот факт в сочетании с ошибкой американских аналитиков при идентификации объектов, вероятно, не позволил Astrium Satellite быс­тро установить контакт со спутником.

 

Только 12 сентября из публикации в Space News стало известно, что специалисты Astrium примерно через неделю после стар­та сумели найти «Экспресс-АМ4» и начать управлять им. «Через неделю или около то­го мы имели достаточно точные данные для того, чтобы войти в связь со спутником, - за­явил Э. Дудок. - Он имеет электропитание, он имеет обогрев, он может вести связь. Но... он находится на бесполезной орбите».

 

Только после этого заявления стало яс­но, что небольшие, но заметные изменения орбиты КА начиная с 1 сентября были вы­званы не неконтролируемым истечением бортовых запасов топлива, а, судя по всему, тестированием его двигательной установки.

 

Эверт Дудок сообщил, что права собст­венности на спутник переданы ГПКС, которое должно совместно со страховщиками решить его дальнейшую судьбу. 13 сентября ГПКС еще раз подтвердило невозможность использования спутника по целевому назна­чению. «ГПКС, межведомственная комиссия и EADS Astrium констатируют полную потерю космического аппарата «Экспресс-АМ4», в связи с чем ГПКС направило в ОСАО «Ингос­страх» заявление о возмещении убытков», - заявил заказчик и собственник КА.

 

Несчастливый «гастарбайтер»

 

«Экспресс-АМ4» стал первым зарубежным КА, заказанным ГПКС - национальным опе­ратором спутниковой связи России. Правда, сегодня в орбитальном флоте компании име­ется один «иностранец» - КА Bonum-1, но он уже работал на орбите, когда достался ГПКС в 2001 г. при распродаже имущества компа­нии ЗАО «Бонум-1» (дочерняя структура ЗАО «НТВ Плюс», входившего тогда в группу «Ме­диа-Мост» Владимира Гусинского).

 

Контракт на поставку КА «Экспресс-АМ4» - первого «высокоэнергетичного» КА для Российской Федерации - был подписан 14 марта 2008 г. между ГПКС (заказчик) и ГКНПЦ имени М.В.Хруничева (подрядчик) с расчетным сроком запуска во втором полу­годии 2010 г. Контрактом предусматрива­лось, что поставщиком спутникового обору­дования для АМ4 выступит европейская ком­пания Astrium (космическое подразделение корпорации EADS), а сам КА должен быть со­бран на базе уже хорошо зарекомендовав­шей себя спутниковой платформы Eurostar 3000. На ее основе к тому моменту уже были построены и успешно эксплуатировались КА Inmarsat  4F1 и F2, Hot Bird 8, Eutelsat W3A, Intelsat 10-02 и др.

 

Другой участвовавший в конкурсе тан­дем - ОАО «Информационные спутниковые си­стемы» (ИСС) и Thales Alenia Space (TAS) пред­лагал свой проект АМ4 на основе новой плат­формы «Экспресс-4000», использовавший наработки TAS по платформе Spacebus 4000. Однако ГПКС предпочло уже испытанную в космосе платформу.

 

«Экспресс-АМ4» стал 50-м аппаратом на основе платформы семейства Eurostar и са­мым мощным на данный момент спутником, построенным в Европе. Финальная сборка КА прошла на заводе компании Astrium в Тулузе (Франция). Его стартовая масса составила 5755 кг, габариты при запуске 4.5x3.2x2.8 м. После развертывания на ГСО антенн и пане­лей солнечных батарей габариты КА должны были составить 39.4x8.3x4.5 м.

 

Система электропитания включала две четырехсекционные солнечные батареи мощностью не менее 16 кВт в конце расчет­ного срока службы, составлявшего 15 лет, из которых 14 кВт предназначалось для полез­ной нагрузки.

 

Аппарат был оснащен апогейной ДУ, со­стоящей из двигателя и четырех топливных баков, каждый вместимостью 549 л. Топливо ДУ двухкомпонентное: горючее - монометилгидразин, окислитель - смесь окислов азота. Для поддержания трехосной ориента­ции КА на геостационарной орбите и для удержания спутника в намеченной точке стояния с точностью ±0.05 град. по широте и по долготе имелась плазменная двигательная установка, работающая на ксеноне.

 

Модуль полезной нагрузки «Экспресса-АМ4» имел массу 1465 кг. Он включал в об­щей сложности 12 антенн и 63 транспондера, а именно:

-30 - С-диапазона (с полосой пропус­кания 40 МГц);

-28 - Ки-диапазона (16 по 54 МГц и 12 по 36 МГц);

-два - Ка-диапазона (112 МГц);

-три - L-диапазона (два с полосой 0.5 МГц и один с полосой 1 МГц).

 

Аппарат «Экспресс-АМ4» предназначал­ся для предоставления услуг фиксирован­ной связи, цифрового телерадиовещания (включая телевидение высокой четкости), доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, создания мультисервисных сетей VSAT, а также подвижной связи (в том числе в интересах государственного руководства России).

 

«Экспресс-АМ4» должен был заменить в точке 80 град.в.д. ограниченно работоспособ­ный КА «Экспресс-АМ2». Фиксированные антенны С- и Ku-диапазонов обеспечили бы как глобальный охват всей видимой из этой позиции территории Земли, так и обслужи­вание практически всей территории России, за исключением лишь Чукотки, Камчатки и части Курильских островов.

 

Кроме того, пла­нировалось, что многолучевые антенны Кu-диапазона будут дополнительно покрывать ту же территорию четырьмя лучами, наце­ленными на Европейскую часть. Уральский регион и Западную Сибирь, Восточную Си­бирь и Дальний Восток. Антенны Ка-диапазона, судя по карте покрытия на сайте ГПКС, обеспечивали бы также глобальный охват территории России, имея максимумы мощно­сти сигнала на юге Европейской части и на юге Дальнего Востока.

 

«Экспресс-АМ4» позволил бы ГПКС при­сутствовать и на рынках других регионов. В частности, перенацеливаемую антенну С-ди­апазона планировалось использовать для предоставления услуг связи в Центральной Африке, а перенацеливаемую антенну Кu-диапазона - на Аравийском полуострове.

 

ГПКС: ресурсы и перспективы

 

Неудача с АМ4, ко­нечно, не станет ка­тастрофой для ГПКС, крупнейшего российского опера­тора спутниковой связи, однако неизбежно приведет к ряду проблем и потребует срочных внеплановых мер.

 

Сегодня ГПКС предоставляет услуги по всему миру, однако основное внимание уде­ляет проектам создания спутниковых сетей связи в России и странах СНГ. ГПКС облада­ет самой крупной орбитальной группиров­кой геостационарных КА связи и вещания в России и разветвленной наземной инфраст­руктурой телепортов и волоконно-оптичес­ких линий связи. На данный момент в состав орбитального флота ГПКС входят 11 КА, ра­ботающих в С-, Кu- и L-диапазонах в точках от 14 град.з.д. до 140 град.в.д.

 

Однако из этих 11 спутников два (AM1 и АМ2) требуют срочной замены, а третий (Bonum-1) находится уже в «предпенсион­ном» возрасте. Таким образом, перед ГПКС стоит очевидная задача сравнительно быст­рого обновления группировки.

 

Bonum-1 в точке 56 град. в. д. используется для предоставления услуг непосредственного те­левещания. Он был запущен 23 ноября 1998 г. и введен в штатную эксплуатацию 22 января 1999 г. Гарантированный срок активного су­ществования (САС) по контракту составлял 11 лет и вышел в январе 2010 г.

 

Учитывая те­кущее техническое состояние и фактический остаток топлива на КА, специалисты ГПКС раз­работали специальный алгоритм оптимальной коррекции наклонения орбиты Bonum-1. Он позволит экономить топливо и удерживать КА в рабочей точке до конца 2013 г. - начала 2014 г. с точностью не хуже чем ±0.1 град. по долготе, что позволит обеспечить устойчи­вый прием телевизионных сигналов на або­нентские антенны диаметром 0.55-0.6 м.

 

Для замены Bonum-1 в позиции 56 град. в.д. ГПКС планирует использовать КА «Экспресс-АТ1». По контракту с ИСС спутник должен быть запущен в конце 2012 г., однако, соглас­но сообщению ГПКС от 20 апреля 2011 г., расчетный срок начала эксплуатации AT1-не позднее 1 ноября 2013 г.

 

На «Экспрессе-AM1» в связи с неисправ­ностью системы управления с 24 апреля 2010 г. стала невозможна коррекция накло­нения орбиты. ГПКС пока не планирует вывод КА из эксплуатации или перевод в другую ор­битальную позицию и намерено продолжать его использование в позиции 40 град. в.д. Поль­зователи AM1, имевшие антенны без автосо­провождения, с июня-сентября 2010 г. (в за­висимости от диаметра антенн) оказались в ситуации, когда они не могли обеспечить круглосуточную работу систем спутниковой связи.

 

Из-за роста наклонения орбиты КА у таких пользователей ежедневно возникают два периода с пониженным качеством работы вплоть до пропадания связи (во время про­хождения верхней и нижней точек «восьмер­ки» траектории КА). По этой причине часть пользователей перешли на другие КА, в част­ности на «Экспресс-АМ22» в 53 град. в.д.

 

В значительно худшем состоянии ока­зался КА «Экспресс-АМ2» в точке 80 град.в.д. Из-за проблем в системе энергообеспечения в мае-июне 2008 г. происходили практичес­ки ежедневные отключения транспондеров на КА длительностью от 3 до 8 часов. 24 де­кабря 2008 г. «Ингосстрах», застраховавший КА, признал частичную неработоспособ­ность АМ2 и подтвердил готовность перечис­лить ГПКС в 1-м квартале 2009 г. страховую сумму 1.71 млрд. руб.

 

Однако 8 марта 2009 г. произошел более серьезный инцидент: опять же из-за аварии системы энергообеспечения на КА возникла нештатная ситуация, в результате которой спутник не мог использоваться по целевому назначению в полном объеме. Лишь к 11 мар­та специалистам ГПКС и ИСС совместно уда­лось восстановить работоспособность АМ2. Из-за проблем с энергообеспечением (по нео­фициальным данным - из-за отказа основной и резервной систем ориентации солнечных ба­тарей) на АМ2 было сокращено количество ра­ботающих транспондеров до трех и время ве­щания - до 12 часов в сутки. (Частично эту проблему решил малый КА «Экспресс-МД1», запущенный 11 февраля 2009 г. и введенный в эксплуатацию в точке 80 град. в.д. 12 мая 2009 г.)

 

В середине 2010 г. ряд телекомпаний объявили о прекращении предоставления услуг с АМ2 и переходе на другие КА (напри­мер, компания «Континент ТВ» стала вещать с Intelsat 15 в точке 85.15 град.в.д.). На данный момент АМ2 находится в точке 80 град.в.д. и числится среди действующих КА ГПКС. Од­нако «Космическая связь» постаралась при первой возможности его заменить, посколь­ку позиция 80 град.в.д. является одной из ос­новных для космической связи в России. Потому именно она и была выбрана для «Экспресса-АМ4».

 

Стоит отметить, что, заключив один кон­тракт с тандемом «Центр Хруничева – Astrium», в дальнейшем ГПКС вернулось к заказу КА у своего традиционного поставщика - ИСС. 12 августа 2009 г. с Железногорском был за­ключен контракт на поставку КА «Экспресс-АМ5» (планируемый срок запуска - 1-й квар­тал 2012 г.) и -АМб (3-й квартал 2012 г.). Год спустя, 22 сентября 2010 г., был подписан контракт на поставку малого телекоммуни­кационного КА «Экспресс-АМ8» (запуск по контракту в 2013 г.) и пары малых КА непо­средственного телевещания «Экспресс-AT1» и -АТ2 (совместный запуск в конце 2012 г.). Анонсирован, но пока не законтрактован КА «Экспресс-АМ7» для позиции 40 град. в.д.

 

Единственным исключением пока оста­ется малый телекоммуникационный КА «Экспресс-МД2», изготавливаемый Центром Хру­ничева. Контракт на поставку МД1 и МД2 был подписан 28 ноября 2006 г. со сроком запуска первого КА в конце 2007 г., а второ­го - в 2008 г., фактически же старт МД1 сов­местно с «Экспрессом-АМ44» состоялся лишь в феврале 2009 г. Долгое время не на­ходился попутчик для парного запуска с МД2, а выведение его одного обошлось бы слишком дорого. Сейчас запуск МД2 совмест­но с индонезийским КА Telkom 3 (изготавли­вается ИСС) намечен на 1-й квартал 2012 г. Это позволит вновь занять точку 145 град.в.д., не используемую ГПКС с весны 2008 г., когда ее покинул «Горизонт» №45Л.

 

Потеря «Экспресса-АМ4», очевидно, за­ставит компанию скорректировать эти планы. Вероятно, будут изменены планируемые орби­тальные позиции, хотя это может потребовать корректировки состава и конфигурации по­лезной нагрузки. Другим выходом из сложив­шейся ситуации может стать аренда ресурсов у других операторов спутниковой связи.

 

ГПКС уже имеет опыт аренды транспонде­ров на чужих КА, как в случае со спутником W4 компании Eutelsat Communications. Еще до аварии АМ4, 10 мая 2011 г., ГПКС и Eutelsat подписали новый меморандум о взаимопони­мании, предусматривающий запуск в 2015 г. нового КА в российскую позицию 36 град.в.д. Там уже работает W4, а в ноябре 2009 г. в эту точ­ку Eutelsat запустил еще и W7. Новый совме­стный КА в 36 град.в.д. предназначен для оптимизации пропускной способности и обеспе­чения дополнительных ресурсов как для ГПКС, так и для Eutelsat. Финансирование но­вого спутника обеспечит европейский опера­тор, а его запуск будет произведен в рамках текущей Федеральной космической програм­мы России. Управление на орбите новым КА будет осуществлять ГПКС из своего Центра космической связи «Дубна».

 

По данным Роскосмоса, ГПКС, ГКНПЦ имени М. В. Хру­ничева, Astrium, ИСС, Thales Alenia Space и Hughes

 

(с сокращениями)

 

И.Лисов, Ю.Журавин

 
  • Космическое страхование
  • Результаты космической деятельности
  • Новости космического страхования
  • Публикации о космическом страховании
  • Космическая деятельность и страхование
  • Космическое страхование в России
  • Виды космического страхования
  • Условия страхового покрытия
  • Организация космического страхования
  • Перестрахование космических рисков
  • Аварии ракетно-космической техники
  • Справочные материалы

Самое читаемое

  • Конференция по страхованию «Космический клуб – 2010»
  • Есть вопросы...
  • Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски
  • Особенности и виды перестрахования
  • Роль управления рисками космической деятельности на современном этапе реформирования отечественной ракетно-космической промышленности
  • Организация страхования рисков космических проектов
  • О нас
  • Обратитесь к нам
  • Наши проекты
  • Обучение
  • Наши партнеры
  • Информационная копилка
  • Использование материалов
  • Отказ от ответственности
  • Контакты

Поиск по сайту

Зарегистрируйтесь



Войти
Забыли пароль?
Забыли логин?
Регистрация

Голосование

Космическое страхование - это
 

Сейчас на сайте

Сейчас 9 гостей онлайн
Яндекс цитированияСтраховой каталог INS.ORG.RU
Copyright © 2021 Космическое страхование.